Книжная полка. «Жизнь одного театра» Ю.Копылов/Ульяновск, 2011
Книга Юрия Копылова «Жизнь одного театра» с подзаголовком «записки режиссера» издана в Ульяновске. О жизни Ульяновского драматического театра и идет речь. О том отрезке жизни, который театр прошел вместе с автором с 1988 по 2010 год.
Обычно от «режиссерских» книг читатель ждет профессиональных откровений, раскрытия неких секретов мастерства. Но Копылов – человек необычный и режиссер «отдельный». Мы не найдем в этой книге размышлений о той или иной пьесе, о том, почему именно в это время режиссер решил обратиться именно к ней. Мы не узнаем ничего потаенного, не сможем приблизиться ни к каким секретам профессии. Зато узнаем очень много важного об артистах, с которыми Копылову довелось работать. И не просто работать, а воспитывать их, прививая чувство единства ансамбля, единства школы, единства ощущения каждого спектакля как неповторимого чуда. О большинстве своих артистов он пишет с не скрываемым даже суховатым тоном чувством любви и благодарности. Поэтому, читая страницы, посвященные ушедшим из жизни Борису Александрову, Алле Бабичевой, уехавшим в Москву Валерию Шейману, Алексею Кириллину, Денису Юченкову, работающим по сей день в Ульяновской драме Зое Самсоновой, Кларине Шадько, Ирине Янко, Михаилу Петрову, Владимиру Кустарникову и многим другим, - испытываешь радость, словно от встречи с теми, кто на протяжении десятилетий дарил зрителям счастье общения с искусством. Несколько страниц занимают эпитеты, которые найдены для определения актерских особенностей, свойственных Борису Александрову и Валерию Шейману.
А еще мы узнаем о замечательном художнике Станиславе Шавловском, с которым Юрия Копылова связывают десятилетия творческого единомыслия. В книгу включены размышления художника о работе над рядом спектаклей. И вот здесь-то, в этих размышлениях, и раскрываются отчасти секреты «творческой кухни», на которой задумываются, а затем и воплощаются совместные с режиссером проекты. И читателю интересно будет узнать, как парадоксально несопоставимы подчас бывают замысел и результат.
Все это чрезвычайно интересно и полезно для самого широкого круга читателей, особенно, наверное, в Ульяновске, городе, где Юрий Копылов вырастил несколько поколений пристальных и пристрастных зрителей, для которых репертуарная политика театра оказалась не просто школой искусства, но во многом и школой жизни.
В книге часто повторяется термин «пассионарность» (от passion – страсть), введенный в широкий обиход Львом Гумилевым. И за сдержанным тоном читается эта страсть, с которой Копылов проживал и вновь проживает в книге свою театральную жизнь. Читая эту книгу, испытываешь ощущение погружения в неведомые глубины – видишь воочию, как с каждым новым спектаклем все более мощной становилась мысль, все более острым чувство: еще выше! еще глубже! И понятно, отчего навсегда вписана в историю отечественного театрального искусства страница под названием «Театр Юрия Копылова».
Анастасия Ефремова
«Страстной бульвар, 10» № 10, 2011