Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Золушка на вырост

«Ульяновская правда»
13 сентября 2011г.

Золушка на вырост

Романтика подворотни на малой сцене симбирской драмы

Мастера искусств всех времен и народов уже не раз задавались сакраментальным вопросом: «Легко ли быть молодым?». Иногда ответить с трудом удавалось даже тем из них, кто сам еще не вступил в пору зрелости.

Три года назад очередную попытку предприняла молодая драматургиня из Екатеринбурга Ярослава Пулинович. Решив, что уже достаточно знает об этой жизни и жестокостях окружающего мира, девушка, которой едва исполнился 21 год, написала пьесу для одной актрисы «Наташина мечта». С претензией на глубину чувств, но грешащую определенной репортажностью, эти чувства подчас начисто нивелирующей. Художественный руководитель Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова Линас Зайкаускас и молодая актриса театра Марина Карцева в этом монологе-репортаже сумели разглядеть НЕЧТО и в минувший четверг на малой сцене «Постскриптум» представили на суд публики одноименную премьеру, на которой «УП» поняла – сегодня судьбой «маленьких вер» и асановских подростков можно удивить и шокировать, но не более...

Это – премьера, которую без преувеличения ждали. «Наташина мечта» – первая постановка на ульяновской сцене Линаса Зайкаускаса. Новый худрук симбирской драмы ожидания оправдал вполне. Почти часовой по времени рассказ юной детдомовки Наташи Баниной, отстаивающей право на свою Любовь в жестоком и циничном мире взрослых, не утомляет, а, несмотря на наличие в нем чернухи, держит в напряжении. Хотя перед нами хрестоматийная история Золушки. Золушка эта нравственно вывернута наизнанку и психологически мастерски препарирована. Вместо доброго отца-лесничего Вадька-сутенер, убивший маму Наташи, вместо мачехи неприятная, но по-своему понятная «воспитка». В роли добросердечной феи недалекая, но понимающая подруга. «Прекрасный принц» из заштатной районной газетенки. Чай с конфетами в редакции и статья в номере как парафраз хрустального башмачка. Как тут не сломаться... В спектакле Линаса Зайкаускаса в отличие от драматургического первоисточника, дающего достаточно общее представление о метаморфозах внутреннего мира героини, Наташа не ломается. А публика напряженно ищет ответ на вопрос: главная героиня – жертва, жаждущая сострадания или же не заслуживает жалости?

Незадолго до официальной премьеры на малой сцене ульяновского театра «Наташина мечта» приняла участие в Международном театральном фестивале «Видлуння» в украинском городе Хмельницкий, где была названа «Выдающимся спектаклем-монологом». Режиссера из Штуттгарта Андрея Критенко поразили искренность и ясность этого спектакля, точность в выборе выразительных средств. Профессор РАТИ Александр Бармак считает: «Это очень тонкий и умный спектакль, просвеченный добром в режиссерском замысле и в актерском исполнении и оставляющий страшной изуродованной душе подростка, а заодно и всем нам, надежду выбраться и вознестись». А известный театральный критик Нина Мазур уверена: «Необходимая в данной ситуации сдержанность ульяновского спектакля на фоне его актуальной проблематики создает необходимый контраст в рамках происходящего на сцене, поднимая драму до высот личной трагедии маленького человека. А актуальная проблематика обогащает «Наташину мечту» дополнительным ярко социальным и высокохудожественным смыслом».

И все правы. Режиссер профессионально облек историю в форму, цепляющую зрителей. Марина Карцева блестяще и по-актерски филигранно чувствует, обтачивает и украшает роль задевающими за живое интонациями. Правда, комиксы, иллюстрирующие происходящее на большом экране, становятся для создателей спектакля и эшафотом, и плахой, и гильотиной в одном флаконе. И режиссер, и актриса владеют профессией. Но только романтика подворотни с обилием идиом (залог зрительского успеха на малой сцене, которую позиционируют в театре как площадку ярких и смелых экспериментов) не раскрывает внутренний мир и не дает осязать мятежную душу героини. Цепляет форма, сублимирующая содержание. Наташу жалко, но жалостью к бездуховности, которой никогда не подняться и не воспарить при всех задатках и предпосылках.

А жаль...

Артур Артемов
«Ульяновская правда», 13.09.2011