В Москву он больше не ездок
Три вечера с Чацким
Бессмертное произведение Александра Сергеевича Грибоедова в ответ на поиск в «Афише» дает 17 результатов. Это много или мало? «Ревизор» идет в 35 театрах, «Женитьба» – в 30, «Три сестры» – в 28, «Чайка» – в 5, «Вишневый сад» – в 42, «Старший сын» Александра Вампилова – в 9, его же «Утиная охота» – в 10… Впрочем, для нас важнее не сия весьма тенденциозная, пусть и в известном показательная статистика, а тот факт, что пьесу в стихах на сцене ульяновской драмы поставил легенда Рижского театра русской драмы, снискавшего под его режиссерским руководством неувядаемую славу, а ныне режиссер-постановщик театра «У Никитских ворот» народный артист Украины и Латвийской ССР Аркадий Кац.
Чувство актуальности, прославившее Каца в 60-70-х, не изменяет ему и сейчас: его «Горе от ума» – это блестящая сатирическая иллюстрация к современности. Здесь слухи о безумии Чацкого распространяются в вихре вальса: именно так получается, что даже друзья находят в нем черты идиота. В этой современной реальности невероятно востребованным оказывается умение остро мыслить и мгновенно анализировать ситуацию. Впрочем, большинство присутствующих реагировало на события и текст пьесы так, будто они встретились с шедевром русской литературы и театра впервые в жизни, будто они не только никогда не видели других постановок и других Чацких/Молчалиных/Скалозубов/Фамусовых, но и никогда в школе не изучали пьесу. То есть изучать-то они изучали, но вот читали внимательно – вряд ли. Скорее всего, законспектировали «Мильон терзаний» Гончарова. Во всяком случае, реагировали они на «мильон, обращенный в гривенники» (Гончаров о тексте комедии, разнесенном «грамотной массой» на поговорки) так, будто гривенники эти только что на их глазах отчеканили... Что ж, за одно это можно похвалить создателей спектакля - они помогли зрителям встретиться с дивным грибоедовским творением.
Теперь о спектакле. Это совершенно традиционная постановка комедии «Горе от ума», во всем чувствуется рука режиссера, большого мастера зрелища. Блистательный грибоедовский текст, бережно и остроумно прочитанный режиссером, выразительные декорации художника Татьяны Швец, элегантные костюмы Ольги Соломко, чарующая музыка композитора Владимира Брусса и яркие образы, созданные прекрасными актерами: кокетливая Софья (Оксана Романова), угрюмый Фамусов (заслуженный артист РФ Евгений Редюк), влюбленный и страдающий Чацкий (Максим Копылов). Сцена бала производила сильное впечатление не только прекрасной игрой актеров, но и устрашающе замеревшими масками. Этот момент стал самым сильным акцентом в спектакле.
Чацкий в исполнении Максима Копылова – веселый, молодой, влюбленный – живой. Вместе с ним ожил и замысел Грибоедова. Так называемая общественная среда явила себя в этой постановке не просто агрессивной для Чацкого, а даже убийственной. Чацкий, благодаря игре Копылова-младшего, – олицетворение жизни, Фамусов и остальные – давно мертвы, но им удается самое страшное, им удается сделать Чацкому больно, заставить его страдать. В последнем акте весь заключительный монолог Чацкого я страдал вместе с ним и видел, что был не одинок в своей реакции.
По неписаной театральной традиции считается, что спектакль по-настоящему рождается только после 7-8 представлений (самые искушенные театралы предпочитают ходить не на премьеру, а вот именно на седьмой-восьмой спектакль – у актеров уже появилась уверенность, но еще не успел остыть премьерный азарт). Между тем «обычная» публика, для которой (надо надеяться) и существуют театры, часто попадает на спектакль через год (или годы) спустя. Пожелаем этому спектаклю долгой жизни на сцене ульяновской драмы – будем с интересом следить за судьбами героев комедии.
...Говорят, к Кацу на премьеры ездили в Ригу из Москвы. Есть все основания полагать, что теперь театралы из других регионов ринутся в ульяновскую драму.
Петр Амфитеатров
«Ульяновская правда», 6.09.2011