Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

«Строитель театра, сказочник, мечтатель»

«Ульяновск сегодня»
2 ноября 2007г.

«Строитель театра, сказочник, мечтатель»

У самого маститого деятеля искусств Ульяновской области режиссера Юрия Копылова —тройной юбилей. Ему, признанному на российском уровне театральному мэтру, народному артисту России, лауреату Госпремии и премии имени Станиславского, третьего ноября исполняется 65 лет. Кроме того, Копылов отмечает 35 лет творческой деятельности, 20 из которых отданы Ульяновскому областному театру драмы. Бенефис режиссера ожидается весной будущего года. А для начала его творческий вечер пройдет 2 ноября на малой сцене театра. Накануне юбилея с ним встретилась наш корреспондент.

- Юрий Семенович, за эти годы поставлены сотни спектаклей. Какими из них Вы гордитесь, какими недовольны?

- Спросите любого артиста, сколько он может вспомнить ролей, значимых в его судьбе. От силы будет десяток. И я могу назвать примерно столько же спектаклей, которые определяют художественную идею театра и мою вместе с театром: «Ричард II», «Шлюк и Яу», «Двенадцатая ночь», «Монархи», «Гамлет», «Лев зимой», «Обрыв», «Сон в летнюю ночь», «Дьявол и Господь Бог», «Павел I»... Что касается провалов, говорить о них не стоит...

- Был ли спектакль, который хотелось поставить, но по каким-то причинам не удалось?

- Такого не было. У любого режиссера имеется багаж из пьес, которые ему созвучны. Какое название когда «выскочит», он сам не знает. На это влияют время, судьба, обстоятельства, тот или иной актерский состав. Без одного не получится то, без второго —это и так далее. Не раз было такое, что время диктовало мне, что нужно ставить в данной ситуации. Так что все очень зыбко в осуществлении наших «мечт»...

- Что для Вас режиссура: образ жизни, мышления, наваждение, от которого невозможно избавиться, преодоление чего-либо в себе?..

- Это особая природная способность читать пьесы, изобретая сценическое действо. И, конечно, это — ремесло, которому нужно учиться.

При этом не обойтись без наития -как у любого художника. Чтобы возник интуитивный художественный всплеск, нужна еще внутренняя подготовка, настройка. Потом на этой базе что-то всплывает.

- Ваше режиссерское амплуа можно определить как режиссер-философ. А как Вы сами себя позиционируете?

- Мне интересна в пьесе, прежде всего, мысль автора. Есть ли она? При этом хорошо, если мысль еще и философская. Я сам по себе, видимо, ленив и мало любопытен, но профессия позволяет мне, благодаря общению с умным драматургом через его пьесу, приближаться к нему и часто делать его мысли своими. И тогда думаю: вот и я так же размышляю!

- О сущности и предназначении профессии режиссера до сих пор идут споры. А Вы что можете в этом плане сказать о себе?

- Я — сказочник, люблю рассказывать людям своими спектаклями сказки.

- Театр весь в лесах, идет ремонт в зрительном зале. Не означает ли это, что и в его внутренней жизни зреют перемены?

- Театру исполнилось 220 лет. Хотелось бы верить, что вступаем в новый творческий период, когда время собирать камни.

- Как это будет проявляться на сцене?

- Сейчас идут репетиции двух спектаклей. Первый - комедия современного французского классика Саважона «Ночной переполох» с Евгением Редюком. А я работаю над шекспировским «Королем Лиром». В планах — инсценировка повести Распутина «Прощание с Матерой» с Клариной Шадько в главной роли, другие постановки.

- А что мы увидим на недавно отремонтированной малой сцене?

- На ней уже прошло несколько моноспектаклей. Дана новая жизнь «Антигоне». Появится еще несколько названий. Есть намерение поставить водевиль «Квадратура круга» по Катаеву.

- Не так давно театр взял на себя роль организатора фестивалей в Ульяновске. Что это дает ему, кроме хлопот, колоссальных усилий, материальных затрат?

- В декабре у нас пройдет всероссийский фестиваль «Герои Гончарова на сцене». Мы представляем «Обрыв» и «Обломова». Приедут театры из Москвы, других городов. Мечтаем о фестивале малых театральных форм на малой сцене. Чем больше у театра кровеносных сосудов, чтобы впитывать в себя лучшее от других, тем больше он получит пользы для своего творчества. Важно не только принимать у себя, но и самим выезжать. Кстати, на днях из Мытищ вернулась группа наших актеров. Там, на фестивале «Подмосковные вечера», был показан спектакль «Правда хорошо, а счастье лучше». Народные артисты Борис Александров и Зоя Самсонова привезли дипломы за блистательное актерское мастерство.

- Помнится, Вы мечтали и о фестивале в Ульяновске спектаклей по пьесам Шекспира...

- Вот выпущу «Короля Лира», будем и об этом думать.

- Зрители ждут, когда откроется театральный сезон...

- Скорее всего — в начале декабря. Надеемся, к тому времени строители закончат ремонт.

- Довольны ли Вы своей жизнью в искусстве? Или Вам достаточно того, что Ваша жизнь наполнена искусством?

- Сказать, что недоволен прожитой жизнью? Мог бы жить лучше, более интенсивно, более интересно? Мог бы достичь более значительных результатов, если бы не сидел в Ульяновске? Думаю, есть предназначение. Какие бы обстоятельства ни возникали, нужно делать, что должно. Как и во всякой жизни, в моей всего было намешано: счастья и несчастья. Слава Богу, не случилось ничего ужасного. Я до сих пор жив...

 

Ирина Морозова