«Аплодисменты» №1, сентябрь 2006 г.
Полюби жизнь зимой и летом,
также осенью и весной!
И откроет талант секреты,
чтоб на сцене сиять звездой!..
Кларина Шадько: "Актриса всегда — адвокат своей героини"
Приступая к серьезной рубрике «Секреты мастерства», я попросила дать интервью для журнала «Аплодисменты!» выдающуюся актрису современности, народную артистку РФ, лауреата Государственной премии Кларину Ивановну Шадько, работающую в Ульяновском драмтеатре с 1958 года. На что она любезно согласилась.
— Что Вы можете сказать о любви как о движущей силе искусства, сыграв на сцене такие роли, как Наташа в пьесе «104 страницы про любовь» Э. Радзинского, Соня в спектакле «Дядя Ваня» А.П. Чехова, мамаша Кураж в одноименном спектакле Б. Брехта, Васса Железнова в спектакле по первому варианту пьесы М. Горького «Васса Железнова»?
— А в вопросе уже заложен ответ. Любовь — движущая сила в искусстве. И не только в искусстве. Она во всем играет созидательную роль! Любовь истинная не имеет никакого отношения к материальному миру. Это та субстанция, которая напрямую общается с человеческим духом, укрепляя его и делая главным стержнем человеческой личности.
Что никак нельзя отнести целиком и полностью к такому чувству, как влюбленность, в котором часто человек видит прежде всего себя и все ощущения и движения души соотносит порой только с самим собой. Хотя для актера при работе над ролью необходимо чувство влюбленности. Он должен обязательно быть влюблен или в создаваемый образ, или в автора пьесы, или в своего партнера, или в режиссера, или вообще в кого-то. Я обычно всеми силами души стараюсь полюбить образ, над которым работаю, и целиком вжиться в него. Если он отрицательный, то ищу способы его оправдания, объяснения негативного поведения, то есть пытаюсь понять его. Короче говоря, становлюсь им на сцене. В театре существует табу: актер всегда выступает как адвокат по отношению к своей роли. А истинная любовь всегда во имя чего-то, кого-то, для кого-то, чего-то, с ней вырастают крылья! Человек во имя этой любви согласен идти на любые потери и жертвы. Он порой рад их снести и перенести. Человек, не колеблясь, отдает жизнь за Отчизну. Ради спасения другой жизни, не задумываясь, отдать свою. В нем открывается великое понимание человеческих отношений, благодаря чему он не замечает мелочей во имя главного. Сколько сюжетов в искусстве построено на этой бескорыстной, всепрощающей любви, начиная с библейских притч!
— Какие грани характера в ваших коллегах Вас восхищают?
— Прежде всего в актерах ценю терпение. Для нормальной работы в театре это необходимо, чтобы не было срывов. Так как не у всех и все сразу получается. Я в молодости была нетерпеливым человеком. Работая в театре, я изменилась в корне. И чем дольше работаю, тем терпеливее становлюсь.
И еще меня в актерах привлекает загадочность. Чем интересней актер, тем он загадочней. Он всегда несет в себе загадку, на которой держится личность. Загадка дает актеру да и любой личности объем, который устраняет поверхностное восприятие человека. |
Владимир Кустарников балагурит, балагурит, иногда просто кривляется и вдруг такое скажет! Загадочный актер, непредсказуемый, порой непостижимый! Очень притягивающая к себе личность. Никогда не надоедающий человек.
— Что является самым сложным для Вас в момент начала работы над ролью?
— В начале работы, наоборот, все хорошо и просто. Радость, что тебе дали роль. Перед тобой — «белый лист». Только твори. Это состояние можно сравнить с деревцем, которое начинает весной одеваться листвой, так же, как и «белый лист» в процессе работы обретает рисунок роли. Все сложности возникают в процессе создания образа. Иногда появляются такие, которые было трудно предугадать в начале пути. И все они собираются и накапливаются к премьере.
— О чем Вы больше всего переживаете перед очередной премьерой?
— Переживания перед премьерой серьезнейшие. Нужен ли зрителю созданный тобой образ? Насколько он интересен современнику? Востребована ли пьеса вообще временем?
Естественна ли я в новой роли? Полностью ли прониклась мыслями автора, задумавшего мой образ? Не шокирует мой образ в первый момент зрителя, который внутренне порой уже имеет свое сугубо личное о нем представление? Совпадает ли полностью созданный мной образ с замыслом режиссера? До конца ли выдержано решение образа и доступен ли он зрителю в завершенном к премьере состоянии? Как сложатся взаимоотношения участников спектакля со зрителем? Какова судьба нового детища? Каков срок жизни у рожденного спектакля? Будет ли он жить годы или это сезонный спектакль? Вопросов и сомнений много, поэтому волнуюсь чрезвычайно...
— Почему Вы решили стать актрисой в столь неспокойное время? И почему Вы выбрали театр?
— Времена всегда сложные. А театр выбрала, потому что просто выбрала. Куда бы ни поступала, проходила с первого тура. Но если не получилось бы с театром, то все равно бы стала или певицей, или танцовщицей, или дирижером, или режиссером, так как с раннего детства не мыслила себя вне сцены.
— Где Вы научились так хорошо танцевать?
— Я, вообще, не танцую. Танцуют мои героини. Иногда они поют, иногда играют на музыкальных инструментах. Но если серьезно — в танцах отправной точкой для меня всегда был спорт. Спортом я увлекалась всю жизнь. Нормативы мастера спорта выполняла во многих видах спорта на тренировках и прикидках. Но на Всероссийских, Всесоюзных и Международных соревнованиях не удавалось подтвердить: предавали волнение, нервы и эмоции. Сейчас поддерживать тонус нам всегда помогает бассейн. Хочется поблагодарить за особую заботу об артистах театра директора бассейна «Спартак» Сергея Тимофеевича Есаулкова, который предоставляет возможность актерам корректировать здоровье, поддерживать жизненный тонус, быть в хорошей физической форме.
С таким задором, сопровождая слова приятной жестикуляцией, эта красивая женщина отвечала на каждый мой вопрос, что я поняла, беседуя с ней: она знает также секрет вечной молодости и при следующей встрече обязательно поделится им с читателями.