«Аплодисменты» №1, сентябрь 2006 г.
Лечебные лучи, лучики и зайчики солнечного человека
Досье
Зоя Михайловна Самсонова.
Родилась 3 июня 1947 г. на Львовщине, в городе Самборе, основанном Мариной Мнишек, женой Лжедмитрия I.
Актрисой Зоя Михайловна почувствовала себя с первых шагов. Она начала учиться этому сложному и ответственному ремеслу с самого раннего детства: до школы стала заниматься в балетной студии, с первого класса — в музыкальной школе по классу фортепьяно. До шестнадцати лет была солисткой ансамбля песни и пляски при доме пионеров. А незаурядные вокальные данные даже позволили ей исполнить в детском спектакле роль пана Коцкого в одноименной опере Лысенко. Завершила же обучение Зоя Михайловна в Москве, в ГИТИСе им. Луначарского. Там ей преподавали выдающиеся учителя: народная артистка СССР Ольга Николаевна Андровская, которую Глеб Иванович Юченков (отец ее мужа Константина) до войны удостоился чести нести на руках от театрального подъезда до дома, и заслуженная артистка РСФСР Светлана Леонидовна Собинова, дочь великого оперного тенора. Художественным руководителем у нее был народный артист РСФСР Григорий Григорьевич Конский, один из замечательных мастеров МХАТа им. Чехова.
С 1969 года она — актриса Ульяновского театра драмы. Заслуженной артисткой России становится в 35 лет. В 2006 году Зоя Михайловна получает звание народной артистки России. |
Обладательница премий «Лицедей-97», «Лицедей-98», «Лицедей-99» — за лучшие роли сезона. Профессор актерского отделения факультета «Культура и искусства» УлГУ. На сцене она воплощает образы женщин, несущих бескорыстную любовь к ближним, которая помогает им адаптироваться в сложном мире. Таковы ее героини в спектаклях: «Униженные и оскорбленные», «Валентин и Валентина», «Последняя жертва», «Монархи», «Восемь любящих женщин», «Филумена Мартурана», «Тартюф», «Очень простая история», «За двумя зайцами», «Антигона», «Заноза». Сын Денис Юченков и сноха Наталья Долгих - актеры Московского театра «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского. Внук Глеб — четвероклассник.
Знаковая роль
Элизабет из «Занозы», ставшая 141-и ролью актрисы, не просто этапная, а роль, давшая ей почувствовать свою уникальность. Актриса благодарна Юрию Семеновичу Копылову за доверие: впервые за долгие годы работы в театре ее распределили на роль одну. Это было очень приятно, так как ничего подобного она раньше не играла. На премьере казалось, что сердце останавливается, появилось удивительное ощущение, что это не игра, что все просто происходит с тобой наяву. Зоя Михайловна Самсонова порою чувствовала, что может умереть на сцене.
Премьера, несущая зрителям уроки, как стать счастливыми!
23 сентября 2006 года состоится премьера, приуроченная к открытию сезона. Этот спектакль Зоя Михайловна также расценивает как дар судьбы. Играть бабушку Мавру Тарасовну в пьесе Островского «Правда хорошо, а счастье лучше» действительно подарок на творческом пути актрисы. Ее патриархальная роль так злободневна и необходима в суетном XXI веке. Она заставляет окружающих приглядываться и прислушиваться друг к другу. Конечно, никто не спорит — истина одна. Но у каждого человека есть своя правда, которая для него в чем-то неоспорима и свята. Бабушка постоянно противостоит в спектакле Платону — юноше, горячо любимого внучкой Поликсеной. Категоричный правдолюбец Платон рядом с ней часто выглядит нелепо. И бабушка не воспринимает его всерьез. Позиция бабушки по отношению к своей внучке очень понятна и звучит современно: «Раньше вам воли не давали и теперь умные родители берегут вас и стерегут». Наделенная житейской мудростью, она горячо спорит с внучкой, доказывая, что любви нет, старается оградить ее от этого чувства, которое испытала в молодости и от которого так и не смогла избавиться. Свидетельство тому — встреча через 30 лет со своим возлюбленным Силой Ерофеевичем Грозновым, в данном спектакле эту роль исполняет народный артист России Борис Александров. Зоя Михайловна глубоко чувствует иронию Александра Николаевича Островского, который идет вслед за Грибоедовым, вложившим в уста Фамусова очень серьезные требования к Чацкому, обвиняя несостоявшегося жениха, при всем его глубоком уме в оторванности от действительности, при сложившимся у него образе мыслей и жизни. Ведь это делает невозможным достойное существование рядом с ним любимой дочери Софьи, которую ему намного спокойнее видеть рядом с Молчаливым. Никогда нельзя забывать о хлебе насущном, о котором Христос в Нагорной проповеди разрешил каждому просить у Господа. Серьезность этой проблемы Островский глубоко осознавал, так как, не закончив еще пьесы «Правда хорошо, а счастье лучше», он приступает к работе над знаменитой «Бесприданницей», в ней он глубоко и полно раскрыл трагедию девушек, для которых не нашлось мудрой и любящей женщины, сумевшей отстоять их человеческое достоинство. В «Бесприданнице» мать, пристраивая своих дочерей, просто сбывает их с рук, продает, как вещь. Судьба всех трех прекрасных девушек трагична. Поэтому Зоя Михайловна с таким трепетом и ответственностью относится к каждому слову автора, пытаясь донести до зрителя всю глубину и серьезность поставленной в пьесе проблемы. Мужчина должен быть прежде всего защитником, а не разрушителем. Если он не может обеспечить малым жену и своих будущих детей, что он может сделать для государства и общества в целом? Вопрос звучит в упор: если ты больно умный, то почему ты такой бедный? Мудрость бабушки заставляет глубоко призадуматься идеалиста Платона. Он начинает понимать, что прежде, чем сделать добро для всего общества в целом, осчастливить многих, необходимо суметь сделать счастливым хотя бы одного человека. В этой серьезной и многоплановой по теме комедии в финале все герои находят общий язык. И в результате счастливы все, так как персонажи пьесы попытались принять сердцем и понять личную правду каждого человека. Островский через мудрость простой русской женщины дает урок всем: каждый человек может иметь свой взгляд на жизнь. И люди, связывающие свои судьбы друг с другом, должны считаться с этим и помнить об этом.
Зоя Михайловна понимает, что переделать мир невозможно одному человеку. Но все героини Самсоновой, от Наташи из «Униженных и оскорбленных» до Юлии Тугиной — «Последняя жертва», от Филумены Мартураны из одноименного спектакля до Дарины из «Тартюфа», от Элизабет Модран из спектакля «Заноза» до бабушки Мавры Тарасовны в премьерном спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше», прежде всего любят своего ближнего. А эта любовь спасительна и созидательна во все времена. И простые житейские истины, вложенные А.Н. Островским в уста много пережившей и познавшей женщины, имеющей за плечами огромный жизненный опыт, приобретают в спектакле философское звучание.