"Рандеву", ноябрь 2005 г.
Зоя Самсонова
«Терплю и верую в театр!».
Театр для заслуженной артистки России Зои Самсоновой — это жизнь и любовь. Он, как магнит, притянув однажды, не отпустит никогда; как заноза, которая все время напоминает о себе. И хотя театральная жизнь сложна, и актрисе часто приходится твердить себе чеховское: «Театр — это умение терпеть и веровать!», она счастлива. Уже 37-й сезон Зоя Самсонова на сцене Ульяновского театра драмы, где ею сыграны сотни ролей. О своей судьбе, личной и театральной, она рассказывает сегодня читателям «Рандеву». |
— Зоя Михайловна, откуда такая любовь к театру? Вы выросли в театральной среде?
— Нет, абсолютно. Но творческие истоки в семье были. Моя бабушка по маме, из дворянского сословия, жившая в нашей семье, воспитывала меня в любви к искусству. С пяти лет я танцевала, с шести училась музыке.
— Вы закончили ГИТИС. Кто из его педагогов особенно дорог по воспоминаниям?
— Художественным руководителем был профессор, народный артист РСФСР Григорий Григорьевич Конский — великолепный актер. Преподавали народная артистка СССР Ольга Николаевна Андровская — актриса, которую знает весь мир, Светлана Леонидовна Собинова — дочь знаменитого оперного певца, она же была женой писателя Льва Кассиля. Светлана Леонидовна любила приглашать нас к себе, в квартиру своего отца, где было много всяких редкостей. Эти педагоги учили нас, терпели, верили в нас, создавали с нами спектакли, жили нашей жизнью, поддерживали, интересовались, поели мы или нет, даже давали деньги на еду или подкармливали.
— Не жалели, что занялись лицедейством?
— Ни разу. Были моменты, когда ощущала недостаточную востребованность, обиду, что не все свершилось. Но мысль уйти из театра, сменить профессию не приходила. Даже сгоряча. Думаю, это — любовь, а она бывает и счастливая, и трудная...
— Но можно было работать и в других театрах — страна-то большая. Почему прикипели именно к ульяновскому? Вы ведь в начале актерской карьеры пробовались на главную роль в фильме «Осенние свадьбы», и Вас уже утвердили на роль. Но... Вы отказались ради театра в провинциальном городе.
— Я пробовала уезжать из Ульяновска — в Рязанский ТЮЗ. Это было связано с личной трагедией: разошлась с мужем. Но несколько месяцев В Рязани показались длинною в жизнь. Я вернулась. Ульяновский театр драмы для меня — как первая любовь. Здесь я стала актрисой. Первым режиссером была Вера Андреевна Ефремова — сейчас она народная артистка России, главный режиссер драмтеатра в Твери. Она поверила в меня. Помогла раскрыться, реализовать то, что во мне есть. Через пять лет я уже играла значимые роли. А если вспомнить историю про кино, то это случилось, когда я только пришла в театр, и Вера Андреевна вводила меня в роль одного из спектаклей. И вдруг — надо ехать сниматься. Она сказала: «Выбирай — театр или кино». Я сделала выбор в пользу первого.
— Театр за любовь, за преданность платил Вам взаимностью?
То, что он мне давал, принимала с благодарностью, то, в чем обделял, принимала с пониманием. Никогда не требовала ролей, но и не отказывалась от них. Не просила, не вставала в позу. |
— Вы сыграли множество ролей, а какие не удалось?
— Чеховских героинь, в частности, Аркадину в «Чайке», Раневскую в «Вишневом саде». Леди Макбет тоже, видно, мне уже не подарит судьба. Понимаю, что это мечта, но ведь ее нельзя убить. Пусть живет!
— У Вас был замечательный свекр — народный артист Украины Глеб Юченков. И у свекрови Вы находили понимание, любовь и душевное тепло. Это такая большая редкость...
— В семье Юченковых я прожила 30 лет. Свекр и свекровь меня любили, я их — тоже. Вначале, когда мы жили у них с мужем, отношения с родителями складывались непросто, особенно с Ириной Константиновной: по Фрейду, сына всегда больше любит мама, и она ревнует к сопернице — его жене. Свекровь, впрочем, была замечательная женщина, и потом, переосмыслив ее поведение, когда я сама стала свекровью, поняла, что она была права, просто я этого по молодости не понимала. И вот, когда через пять лет совместной жизни мы с мужем разошлись, я как бы взамен получила любовь его родителей, их понимание, творческую помощь и поддержку в профессиональном развитии. Если бы не они, я бы не стала тем, что я есть сейчас.
— Обычно родители не хотят, чтобы дети пошли по их стопам в профессиональном смысле. Ваш сын Денис Юченков стал актером, причем успешным, работает сейчас в московском театре «У Никитских ворот» Марка Розовского. Вы отговаривали Дениса от поступления в театральный институт?
— Мы в семье дружно не хотели, чтобы он стал актером. Денис же, лукавя, нас немножечко обманывал, а потом поставил перед фактом. Он вырос в театре. Я до семи месяцев беременности играла, а когда уходила в декрет, режиссер не поверил, что мне скоро рожать, потому что я утягивала живот ради сцены. А когда родила, отправилась с шестимесячным сыном на гастроли. В пять лет Денис читал монолог Телятьева из «Бешеных денег» — даже спросонок. Сейчас, когда моему внуку Глебу задали вопрос: «Кем будешь, когда вырастешь?», он ответил: «Все мои родственники — актеры, так что я в безвыходном положении...»
— Как складывается в столице творческая судьба Дениса и его жены Натальи Долгих?
— На мой взгляд, хорошо. Они плотно заняты в репертуаре театра, оба введены в идущие спектакли, им поручают центральные роли в новых постановках. Марк Розовский говорил мне о Денисе, что он очень серьезно, творчески относится к своей профессии, что его отличает огромная работоспособность, что он всегда приходит на репетиции подготовленным, быстро и легко вводится на роль. Это неудивительно: Денис и Наташа прошли хорошую актерскую школу на ульяновской сцене у Народного артиста России, Лауреата государственной премии Юрия Семеновича Копылова, художественного руководителя Театра Драмы.
— Вы создаете на сцене яркие, запоминающиеся образы. Зрители помнят Ваших героинь: страстную итальянку Филумену из спектакля «Филумена Мартурана», эксцентричную Мадам Аркати из «Неугомонного духа», преданную театру Актрису из спектакля «Заноза». Вы и сегодня продолжаете радовать зрителей удивительными и так не похожими друг на друга работами. Но особое впечатление на зрителей всегда производит Ваша Екатерина II...
— Она — мое хобби. В этом облике я открывала музей градостроительства и архитектуры. Меня везли в экипаже по улицам, и народ шалел от такого зрелища. Потом еще выступала в роли этой великой женщины на разных мероприятиях в городе. Многие отмечают мое сходство с ней, и меня даже сфотографировали на фоне портрета императрицы в художественном музее. К сожалению, сыграть Екатерину на сцене возможность не предоставляется. Правда, в спектакле «Павел I» по Мережковскому, который ставит сейчас Копылов, у меня роль графини Ливен — особы, приближенной к царскому двору. Она хоть и небольшая, но интересная. Она — мое хобби. В этом облике я открывала музей градостроительства и архитектуры. Меня везли в экипаже по улицам, и народ шалел от такого зрелища. Потом еще выступала в роли этой великой женщины на разных мероприятиях в городе. Многие отмечают мое сходство с ней, и меня даже сфотографировали на фоне портрета императрицы в художественном музее. К сожалению, сыграть Екатерину на сцене возможность не предоставляется. Правда, в спектакле «Павел I» по Мережковскому, который ставит сейчас Копылов, у меня роль графини Ливен — особы, приближенной к царскому двору. Она хоть и небольшая, но интересная.
Ольга Ильинская