«Куклы от Соломко»
Под самой крышей театрального здания в бывшей мастерской художников целый месяц жили необычные куклы. Разряженные красотки, забавные клоуны, хрупкие барышни. В элегантных рамках, в одиночку и с друзьями-подружками они заняли все стены, уютно вписавшись в интерьер вместе с макетами декораций и фотографиями из спектаклей. Куклы притягивали взор заметной, несмотря на миниатюрный размер, роскошью тканей и пестрой яркостью красок - разве устоит перед ними женское сердце? В каждом наряде - свой шик, своя прелесть. И ни один не повторяет другой.
Для тех, кто, придя перед закрытием сезона в театр, не поленился преодолеть несколько лестничных пролетов, был открыт «Театральный салон» Ольги Соломко.
Она выросла в небольшом провинциальном городке с поэтичным названием Александрия, что в центре Украины. Девочке, решившей получить профессию художника по костюмам, понадобился всего год самостоятельной подготовки для поступления в Краснодарское художественное училище. После окончания театрального отделения получила распределение в Ульяновск. Думала отработать и уехать, но перемены в личной жизни задержали ее в нашем театре до сей поры.
Уже несколько лет Ольга Соломко заведует костюмерным цехом. «Две толстые книги» занимает список театральных костюмов из ее владений. За плечами авторские спектакли «Любовь зла». «Крошка», «Сыщик или никто», «Загнанная лошадь», «Ужасные родители», последний по времени – «Волки и овцы». Кстати, и начинала она с Островского - первой самостоятельной работой была «Последняя жертва».
Куклы возникли неожиданно для окружающих, но не для самой Ольги. Когда долго нет постановок, скапливается много творческой энергии. И она должна куда-то выйти. За два года сделано более 60 оригинальных работ. Часть из них - своеобразные эскизы для спектаклей из театрального репертуара другие - из мечты и фантазий художницы
Впервые куклы Ольги Соломко появились на выставке в бывшем Доме подарков Мемориала. Сразу же выяснилось, что творческих конкурентов у нее нет. Художники увлечение одобрили, правда, не удержавшись от совета - надо выстраивать композицию.
Работа над спектаклем завязывает художницу с пьесой, режиссером, актерами. Иногда удачно возникший образ не «ложится» на конкретного исполнителя - и костюм долго не «рождается». Иногда спектакль идет не в радость. А бывает, небольшой штрих снижает впечатление от добротной работы. «Американский режиссер Рик Хелви, ставивший у нас «Любовь зла», - вспоминает Ольга, - попросил придумать костюм для героини. Я нарисовала ему целую «простыню» Он выбрал одно - такое «нервное» платье. Но сшить его попросил из сирийского шелка, в котором тогда ходил весь город. Как ни уговаривали, на другую ткань Рик не согласился, А зрители потом удивлялись: «Какая ж это Америка если ткань из нашего ЦУМа!»
Наедине с куклами Ольга свободна. Под руками несколько крохотных кусочков ткани, пластик да старинный пряничный рецепт - мука, вода, соль. Один-два вечера - и нереализованные профессиональные идеи получают облик, имя, место в коллекции. Расставаться с каждой жалко. Куклы «уходят» из дома лишь в качестве подарка друзьям на дни рождения.
Большая часть коллекции Соломко - прекрасный пол. Дамским нарядам она отдает предпочтение и в профессии, хотя здесь есть свои специфические сложности. «Актеры более доверчивы и сговорчивы», - считает Ольга. - Актрисы по-женски капризны: мне не идет этот цвет и все. Переубедить порой невозможно, приходится прибегать к авторитету режиссера. Но с женским костюмом, и кукольным в том числе, работать интереснее - с ним больше мороки».
Художник по костюмам, так же, как и актер, лицо в театре зависимое. Потому спрашиваю Ольгу не о планах, а о творческих пристрастиях. «Однозначно - классика. Из конкретных авторов, пожалуй, Мольер».
Невозможно предугадать: возникнут ли в репертуаре театра пьесы французского драматурга. Но вполне вероятно, что очаровательные и лукавые мольеровские героини появятся в коллекции Соломко. До встречи в "Театральном салоне».
Татьяна Фомина