Перед этой премьерой художественный руководитель Ульяновского драмтеатра Сергей Морозов признался, что нервничает. Хотя было видно, что он, скорее, находится в приятном нетерпеливом возбуждении, словно ребенок за секунду до того, как сорвет обертку с подарка. 18 октября на главной сцене драмтеатра показали «Коварство и любовь» Шиллера - сложный, волнующий и сильный спектакль, который, по мнению режиссера, исследует не только «полет» души, но и ее темную сторону.
Сам Сергей Морозов считает, что у него были вполне законные поводы для волнения - пусть это и вторая его постановка на ульяновской сцене, но с позиции худрука она для него - премьерная. Первый ульяновский спектакль, «Месяц в деревне», был для него «гостевым» - он работал над ним как приглашенный постановщик. Но именно после его громкого успеха питерский режиссер возглавил симбирскую драму.
В определении жанра нового спектакля Сергей Морозов остался верен себе. Если первая его работа значилась в программке как «Вихрь любви», то «Коварство и любовь» у него определена как «Сюита для флейты и двух влюбленных». Эта музыкальная тема начинает звучать с самого начала спектакля, когда музыкант Миллер (Владимир Кустарников) достает перо, записывает первые ноты своей пьесы и тем самым открывает повествование о любви простолюдинки и аристократа. Она продолжается, когда по ходу действия с «неба», шелестя, падают нотные листы, когда музыка, написанная Григорием Гоберником, становится еще одним действующим лицом этой сюиты. Она длится в деталях - пюпитрах, расставленных на сцене, и в живой игре на флейте главного героя пьесы, молодого майора Фердинанда. Исполнитель этой роли Максим Копылов освоил инструмент специально для этой роли. Впрочем, специально для этого спектакля было сделано многое - закуплено световое оборудование, «выписан» из Москвы хореограф Наталья Шурганова, заказаны шпаги с красивыми коваными эфесами и приглашен к сотрудничеству постановщик фехтовальных боев Алексей Гущин. Специально для этого спектакля лауреат премии «Золотая маска», руководитель театра-студии «Enfant terrible» Дмитрий Аксенов изготовил декорации и костюмы.
Говоря в этом спектакле о вечном, режиссер стремится подчеркнуть, что в этой пьесе тема любви не банальна.
- Для меня важно, что в спектакле есть тема предательства самого себя, своих чувств, своего сердца, а ведь это то, что и сейчас происходит с каждым из нас, - заметил Сергей Морозов. - Мне кажется, это серьезный разговор, затрагивающий то, что не всегда хотелось бы в себе видеть. В нем мы не стесняемся признаваться в том, что мы далеко не святые по отношению друг к другу, и самое страшное - по отношению к самим себе. Но все-таки я постарался каждому персонажу дать возможность раскаяния, право на выпрямленную спину есть у каждого из них, другое дело - использует ли он его или сломается под гнетом обстоятельств.
В этом спектакле два персонажа работают в двух составах. Три премьерных спектакля сыграет пара - Сергей Кондратенко и Мария Прыксина. Затем свое прочтение ролей покажут Михаил Петров и дебютантка сцены Ксения Байдураева - по выражению худрука театра, «очень интересная девочка, не повторяющая индивидуальность ни одной из актрис».
Анастасия Гайнутдинова