На сцене Ульяновского областного драматического театра им. И.А. Гончарова 18 и 19 октября кипели любовные страсти, плелись интриги, звенели шпаги, стекали в бокал капли яда…
Здесь состоялась премьера спектакля «Коварство и любовь» по трагедии классика немецкой литературы Фридриха Шиллера. Постановка задумана режиссером Сергеем Морозовым как «сюита для флейты и двух влюбленных». И перед началом первого действия исполнители ролей, подобно музыкантам, деловито рассаживаются за пюпитры с нотами, готовясь сыграть каждый свою партию в «симфонии», где соединились любовь и нежность, злоба и жестокость. Тревожащая предчувствием неминуемого несчастья музыка (композитор — народный артист России Григорий Гоберник) в сочетании с игрой света (Тарас Михалевский) этих ожиданий не обманывают.
Лаконичность декораций (лауреат Национальной премии «Золотая маска» Дмитрий Аксенов) акцентирует внимание на действии, на персонажах. Пластические вставки с танцем влюбленных (Наталья Шурганова), композиционное построение многих мизансцен напоминают, порой, изящную книжную графику.
Все смешалось в этой «мещанской» — по определению самого Шиллера — трагедии: и жесткое противостояние Добра и Зла, и неразрешимый конфликт отцов и детей, и непреодолимость сословных границ, и трагизм жизни, в которой, как известно, «хороших людей больше плохих, но плохие лучше организованы». Однако главный нерв и произведения, и спектакля — любовь.
Шиллеровские Ромео и Джульетта — Фердинанд (Максим Копылов) и Луиза (Мария Прыскина, в другом составе — Ксения Байдураева) — жертвы интриг и амбиций президента фон Вальтера, отца Фердинанда (Сергей Кондратенко, в другом составе — заслуженный артист России Михаил Петров), политика, жаждущего все больше и больше власти и денег, находящегося в плену своего эгоцентризма.
Молодые актеры в начале спектакля летают на крыльях любви. Луиза Марии Прыскиной — романтическая, светлая натура, почти ангельское создание, тем не менее — с характером, с осознанием своего долга. Ради спасения отца ее героиня жертвует своим счастьем.
Захватывает игра Максима Копылова. Актер ведет своего персонажа по перипетиям судьбы уверенно и мастерски. У него Фердинанд — не просто Ромео. В его сомнениях и метаниях просматривается нечто гамлетовское.
Посыл к известным шекспировским трагедиям есть и в противостоянии двух семейств, и в дуэлях на шпагах.
Разные типы отцов представляют зрителю заслуженный артист России Владимир Кустарников и Сергей Кондратенко.
Кустарников появляется в непривычном амплуа. Отца Луизы — учителя музыки Миллера — он играет всерьез. Его глаза то наполнены любовью к дочери, то — состраданием к ней. Маленький по статусу человек, он по своим нравственным качествам превосходит тех, кто гораздо выше его по социальной лестнице. Отец Фердинанда — президент фон Вальтер у Сергея Кондратенко — типичный злодей, готовый идти по трупам, даже если среди них будет труп его сына.
Вообще, актерский ансамбль в спектакле сложился. Большое впечатление оставляет фаворитка герцога леди Мильфорд Оксаны Романовой. Гламурная пустышка, она сумела осознать унизительность своего положения. Модник гофмаршал фон Кальб (Денис Бухалов) смешон, но это зловещий комизм. У секретаря президента фон Вальтера Вурма (Виталий Злобин) сквозь уже сформировавшийся «злодейский» панцирь нет-нет да и проглянут человеческие чувства.
Спектакль, представляется, ставит вопрос: возможна ли счастливая любовь между мужчиной и женщиной здесь, на нашей насквозь грешной земле? Ответ, вероятно, заключен в том, что Фердинанд и Луиза соединяют свои руки только после физической гибели — в ином измерении…
Ирина Морозова