Как не погаснуть в профессии
– Сначала училась на актерском отделении УлГУ на курсе Кларины Ивановны Шадько, – рассказывает Катя. – Потом случился один неприятный момент. Мы с подружкой поругались с девочкой, которая пожаловалась папе, папа пожаловался в деканат, и нас отправили в академический отпуск. Год пропустила и вернулась на третий курс к Юрию Семеновичу Копылову.
– Первый выход на сцену нашего театра помните?
– Мы курсом сдавали «Дурочку» Лопе де Вега, и у меня случился конфликт с Юрием Семеновичем. С однокурсницей играли в паре главную роль. Распределили: первый акт работает она (а я играю служанку), второй – я. У меня пришли родители, вся родня, парень, друзья. В общем, такая ответственность! Отрабатываем первый акт. И вдруг мне говорят, что и второй акт главную роль опять играю не я. Со мной такая истерика! Поняла уже тогда: театр – очень жестокая вещь. Срываю с себя костюм служанки. Слезы градом, как у клоуна. Если такая несправедливость, то я не хочу быть актрисой. Конечно, на меня обиделся весь курс. Но через полчаса я отошла. Думаю: сейчас сыграю такую служанку! А потом Юрий Семенович дал сыграть еще и кусочек главной роли. Московский критик, который сидел в зале, сказал, что единственная актриса, на которую он обратил внимание, – Екатерина Поздышева, она везде разная. Но какой ценой…
– Чтобы актрисе удержаться на театральном плаву, нужен особый характер?
– Нужно быть очень гибкой. А еще – разносторонним человеком. Иметь много увлечений, семью и друзей, которые тебя всегда поддерживают в трудные минуты. Иначе ты будешь зарываться в свои эмоции и утухнешь, погаснешь в профессии. Иногда у меня получалось жить в театре очень легко, была даже любимицей. Сейчас о себе такого не скажу. Внутренне изменилась. Стала меньше доверять людям. Я всегда за правду. Бываю очень жесткой. Некоторые меня недолюбливают из-за того, что терплю-терплю, а потом как скажу правду-матку… Это сложно. Хочу все-таки попытаться стать свободнее и более открытой для людей.
Окунуться в море
– Екатерина Поздышева – сильная женщина?
– Да. Потому что через многое в своей жизни прошла. Через развод папы и мамы. Через нищету. Через недодавание любви. На актерскую зарплату в первые годы было трудно прожить, я подрабатывала клоуном, мерчендайзером в магазине, ведущей детских праздников, пела в ночных ресторанах. В последнее время моя сестра живет в Испании, она нашла мне место в караоке-баре, где я каждый отпуск зарабатываю уже в евро. И даже умудрилась купить машину.
– Вы еще и водитель?
– Я вожу десять лет. Обожаю! В твоих руках все – скорость, дорога, власть над временем и своей жизнью.
– А всегда получается взять власть над зрительным залом?
– Иногда чувствую, что зал живет вне спектакля, не включается в него. И прилагаешь больше усилий, чтобы тебя поняли. Но если зритель сразу не отдает тебе внимание и любовь, то, наверное, и не стоит пыжиться. Это ни к чему не приведет, только устанешь в два раза больше, уйдешь абсолютно пустая. Но после большинства спектаклей получаешь от зала такую энергетику и заряд, что хочется еще пять раз отыграть. Это не сравнимо ни с чем. Как в море окунешься – и нет никаких проблем, я счастлива!
– Какие роли доставляют особое удовольствие?
– Очень люблю Ирину в «Трех сестрах», где есть и развитие от радости до страданий, и примирение с жизнью, от которой уже ничего не ждешь. Нравится Корделия в «Короле Лире» – и драматизм, и слезы, и прощение, и отчаяние, и воинственность. Очень нравилась Марфинька в «Обрыве» – такая чистая, светлая, кружевные любовные сцены. В «Да здравствует Бушон!» думала, что в роли секретарши должна быть сексуальной, красивой, длинноногой и все. А режиссер говорит, что я должна быть страшной, неуверенной в себе женщиной, которая хочет любви, но ее не получает. И мне было трудно сделать из себя «коряжку». Но после гастролей в Израиле чувствую себя в этой роли легче.
– А какую женщину хотелось бы сыграть?
– Очень люблю петь. И хочу сыграть в мюзикле – пластично-музыкальную роль и в то же время драматично-сильную натуру, страстную женщину. Чтобы зритель замер и только в конце спектакля отмер.
Все должно быть идеально
– На какие личные дела не жалко тратить время?
– На занятия спортом, на тренажерный зал. Люблю йогу. И очень люблю велосипед. Все это полезно для фигуры. Я перфекционист по своей натуре, у меня все должно быть идеально. Еще – обязательно дискотеки с друзьями. Как же без танцев – энергию нужно куда-то выплеснуть, ей нужно поделиться со всеми!
– Чем удивляет дочка?
– Шестилетняя София в следующем году идет в школу. Она считает до ста, читает с трех лет. Чем удивляет? Своим отношением к жизни. Иногда натворит что-то, начинаю ее ругать. Она выслушает и говорит: «Все? Можно я за компьютером посижу?». Я даже теряюсь. Что делать, чтобы дочка слушалась? Театр очень любит. Садится тихонько за кулисы и смотрит. Говорит: «Мама, ты такая красивая».
– Когда так много любви на сцене, может, в жизни можно и без нее обойтись?
– Я очень хочу любви. Она окрыляет, питает, развивает. Мучаю наших старших артистов, к примеру, Михаила Петрова с Фаридой Каримовой: в чем секрет долгой семейной жизни? Для меня такое удивительно, потому что мы с Володей Кустарниковым не ужились. Нас хватило на шесть лет. Вспыхнула страсть, был такой порыв, мы окунулись друг в друга, и вся жизнь вокруг шла параллельно. Но страсть, видимо, быстро заканчивается. Через три года уже видишь недостатки, не те поступки, слышишь какие-то укоры. Сейчас мы с Володей в хороших дружеских отношениях. Он занимается с Софией, возит ее на Кавказ к своей родне, приходит в гости, ведем разговоры, но жить пока… Все-таки нужна любовь. Чтобы открывать глаза, целовать мужчину и говорить: «Любимый мой, что ты хочешь на завтрак?». Любовь на сцене не может все это заменить. Надо мечтать о любви, надо искать ее…
Татьяна АЛЬФОНСКАЯ