"Народная газета"
15 Января 2014
Замечательно, когда в театр приходит актер, в которого зрители (ну да-да, зрительницы!) влюбляются сразу и надолго. У театра появляются верные друзья, у артиста – преданные поклонники. И эта удивительная, не такая, как в жизни, любовь ослепительнее, чем свет рампы, украшает жизнь и тех, и других.
Год 1996-й. Газета «АД» (то бишь «Актерский дом», спецвыпуск «Народной») берет интервью у актерских детей. Это ведь создания особые, удивительные – чуть не с пеленок за кулисами. А у моего 12-летнего собеседника папа и мама вообще возглавляли два ульяновских театра.
«Старался не закашлять»
Маленький Максим выходил на сцену в двух спектаклях. В знаменитой «Медее» играл сына главной героини – довольно долго лежал на сцене. Спросила у него о впечатлениях. Максим объяснял со знанием дела.
– Сначала, как на сцену вышел, было страшновато, глаза стали закрываться, потому что свет очень яркий. А под красным покрывалом лежал – не так уж страшно. Только холодно. Ни о чем не думал, только старался не закашлять. Вот в телепередаче «Трям, здравствуйте!», где я снимался, перед камерой – совершенно другое дело: можно остановиться и все переделать заново. На сцене этого нельзя, конечно, – как играешь, так и играешь.
Ну, скажите, о чем мечтал мальчишка, так рассуждавший об актерской профессии? Не угадали. Он уверенно заявил: «Если хорошо окончу школу, поступлю в театральный институт на режиссуру. Нет. Это не мама с папой так хотят. Мне самому нравится».
Папа Максима – народный артист России, в то время главный режиссер и художественный руководитель Ульяновского драматического театра Юрий Копылов, мама – главный режиссер и художественный руководитель Ульяновского театра кукол Людмила Гаврилова. Так что с генами все было в порядке. Потом, став взрослым, Максим утверждал, что в театральный поступать никогда не собирался, потому что в детстве вкусил все прелести театральной жизни, что был круглым троечником и учиться не любил, что хотел поступать на «богатую профессию» – связи с общественностью. Наверное, про свои детские откровения подзабыл…
Ужин с Максимом
И тем не менее от актерской профессии Максиму «отвертеться» не удалось. Причины не важны. Важно, что это случилось, – в чем и убеждаются сегодня ульяновские театралы. Окончил актерское отделение Российской академии театрального искусства. Успел жениться (на актрисе), поработать в Московском камерном театре. Теперь, чуть забегая вперед, скажу, что все-таки учится на режиссерском отделении.
А в 2010 году в Ульяновском драматическом театре появился актер Максим Копылов. Первой ролью на знакомой с детства сцене стал Зурико в спектакле Аркадия Каца «Я, бабушка, Илико и Илларион». И было в этом герое столько заразительных чувств, эмоций взахлеб, солнечных надежд, искренней наивности и юношеского обаяния, что зритель вздохнул на первых же эпизодах и выдохнул под собственные аплодисменты. Не хотелось загадывать, раздавать авансы, было предчувствие актерских открытий и зрительского счастья, ради которого ходят в театр.
И я – каюсь! – стала ходить в театр на Максима Копылова.
На Чацкого в «Горе от ума», на Гамлета в «Ловушке для короля», на Кочкарева в «Женитьбе». Как режиссер Максим поставил шекспировскую «Двенадцатую ночь» (отец, Юрий Семенович, не успел завершить новую версию), на малой сцене – спектакли «Слепые» и «Двое на качелях». А в минувшем декабре победительница конкурса театральных рецензий «FUNкритик», объявленного Ульяновским драматическим театром, главным призом которого стал ужин в ресторане, пожелала встретиться с любимым актером – Максимом Копыловым.
А еще он раздавал интервью ульяновским журналистам (заметьте – исключительно слабого пола!), в одном из которых прочла: «Буду соглашаться на любую работу. Моя семья и мастера-педагоги научили относиться ответственно к любой роли вне зависимости от того, насколько эта работа желанна для меня самого. Скажут сыграть зайчика в новогоднем представлении – буду играть зайчика…».
Не знаю, как насчет зайчиков, но знаю, что Максим говорил, что для него безумно привлекателен Раскольников. И Гамлета хотел бы сыграть – как же без него? А еще поставить Вампилова…
Коллеги спросили: «А почему ты не взяла интервью у Максима? Как у практически всех актеров театра?». Да вот захотелось без вопросов и ответов признаться в любви. После Фердинанда в шиллеровском «Коварстве и любви».
Как пережить любовь
Давно не видела на сцене нашего театра (и думала, что уж нет таких молодых актеров, которые могут это сыграть!) такого героя, в любви которого сошлись все безрассудства, всепоглощающие радости, безумства и трагедии любви. Потому что после этого Фердинанда в исполнении Максима о любви и сказать-то больше нечего. Все там, в этом океане коварства и любви: и немыслимая страсть, и невозможная нежность, и убивающая ревность, и невыносимое отчаяние, и безумное желание вернуть невозможное, и страдание, из которого не выкарабкаться… Как все это пережить современному молодому мужчине на сцене – даже не могу себе представить. Знание жизни, опыт, талант или все те же родительские гены?..
«Я буду твоим ангелом-хранителем. Я заслоню тебя от ударов судьбы, приму за тебя какую хочешь муку, капли не пролью из кубка радости – все до одной принесу тебе в чаше любви». Вы слышали, как произносит эти слова Фердинанд Максима Копылова? Хочу к Шиллеру, хочу на сцену, туда, где живет и умирает его герой.
В полете!
В конце декабря Максиму исполнилось 30 лет. Что притягивает наши взоры, эмоции и чувства к актеру? Харизма (это редкость в наше время необычайная, не поддающаяся и не нуждающаяся в объяснениях), мужское обаяние (без него вообще незачем на сцену выходить), непредсказуемость и греющее душу желание: хочу, чтобы артист меня удивил. Весь этот редкий сплав – в актере Максиме Копылове. И ему всего 30. И впереди еще – целая жизнь на сцене. На радость поклонникам.
Перед премьерой спектакля «Я, бабушка, Илико и Илларион» невозможно было пройти мимо театра, не задержавшись у огромной афиши: на ней молодой мужчина в стремительном, радостном, счастливом полете над сценой, над землей – Максим в роли Зурико. Как славно. Как здорово. Полет продолжается.
Татьяна АЛЬФОНСКАЯ