Представьте себе популярного российского юмориста Максима Галкина образца 2045 года. Постаревшего и одинокого (Пугачевой уже нет, дети Гарри и Лиза живут своей жизнью).
Чтобы представить себе, что может случиться с Максимом Александровичем через 30 лет, можно теперь не ходить далеко. Достаточно просто побывать на новом спектакле малой сцены Ульяновского драматического театра им. И. А. Гончарова «Солнечные мальчики».
Молодой ульяновский актер и режиссер Максим Копылов вместе с мастерами симбирской драмы вдруг задумался о том, что молодость не вечна, а успех эфемерен. Наш портал побывал на премьере третьей по счету режиссерской работы сына экс-худрука ульяновского драматического Юрия Копылова.
Юрий Семенович и сам без преувеличения легенда российского театра. Максим был причастен к созданию легенды с рождения. И его обращение к материалу о противостоянии Легенды и Времени уместно и вполне логично. Автор пьесы «The Sunshine Boys» (в театрах всего мира также шла под названием «Весельчаки», «Комики» и «Номер Первый) – известный американский драматург Нил Саймон.
Согласно одной из легенд идею написать эту комедию, основанную на фактах жизни и творчества популярных в США водевильных комиков Джо Смита и Чарльза Дэйла, мэтру Саймону в 1972 году подсказал начинающий сценарист и актер Вуди Аллен. 20 лет спустя в поздней киноверсии «Весельчаков» Аллен сыграет одну из главных ролей в паре с Питером Фальком, известным в нашей стране по телесериалу «Коломбо».
Фильм войдет в список 50 величайших комедий всех времен, опубликованный в 2006 году в американском журнале «Premiere». Фильм будет номинирован на «Оскар», и сам Нил Саймон получит статуэтку американской киноакадемии за лучшую сценарную адаптацию. Картина была отмечена тремя «Золотыми глобусами». Комедию «Солнечные мальчики» американская критика объявила вершиной современного драматургического мастерства. А за Нилом Саймоном после этой пьесы закрепился титул «Мольер нашего времени». Таким образом, Максим Копылов брался за сценическое воплощение непростого драматургического материала. Но смелости после «Слепых» Метерлинка и «Двое на качелях» Гибсона молодому режиссеру не занимать. Предыдущие два спектакля, как выясняется, были лишь разминкой…
В жизни прототипы главных героев «The Sunshine Boys» Джо Смит и Чарльз Дэйл были неразлучными друзьями до последних дней. Когда Дэйл умер, Смит заказал надгробие, предназначенное для них обоих, на котором стояли их имена. Отношения героев пьесы и спектакля, стареющих комиков Вилли Кларка (Александр Куражев) и Алана Льюиса (заслуженный артист России Михаил Петров) безоблачными не назовешь. Когда-то им рукоплескала вся Америка от Атланты до Вашингтона. Казалось – весь мир у ног. Сегодня каждый из этих стариков сам по себе. И каждый годов априори подсознательно обвинить другого в том, что оба не удел. Ворчливый зануда Кларк, рядом с которым в пять минут, кажется, даже скисает молоко. И неуверенный в себе, уединившийся в провинции Льюис. Они встречаются спустя годы снова по инициативе Бена (Виталий Злобин) агента и племянника Вилли, который лишь на один вечер вернет им софиты и обожание. Но сердце Кларка не выдержит испытания. К финалу спектакля перед воссоединившимися в дружбе, а не в ремесле комиками замаячит дом престарелых для бывших знаменитостей… Казавшееся всем троим успехом становится нелегким испытанием на любовь, которая, оказывается важнее и успеха, и даже молодости.
В новом спектакле местами есть к чему придираться. Главное – вот парадокс – он слишком русский. У американцев все было бы смешнее. Хотя если представить в главных ролях Клинта Иствуда и Роберта Де Ниро, заточенных под систему Станиславского эту грань между смешным и грустным (спектакль Копылова кренится к грусти) можно не замечать. А еще ульяновский спектакль не по-американски мудрый. Даже с претензией на глубину Копылова-старшего. По сути стопроцентно американиста в спектакле лишь блистательная Фарида Каримова в небольшой, но яркой роли чернокожей сиделки. Это такой потрясающий по гротеску привет Вупи Голдберг, что последняя нервно курит…
В целом же озорная, полная юмора история превращена в щемящий спектакль. Особенно, если вспомнить, что роль Алана Льюиса стала последней театральной работой для недавно ушедшего из жизни известного российского актера Александра Ленькова… Режиссеру и актерам респект за нелишнее напоминание о том, что все там будем. В смысле – в старости. И это главный плюс постановки Максима Копылова.
Артур Артёмов