Народная газета
18 Февраля 2015
Есть спектакли, которые совсем не хочется рецензировать. Проще говоря, раскладывать на «запчасти» режиссуру, сценографию, музыку, костюмы, анализировать, как они «подогнаны» друг к другу, про что вот эта мизансцена и зачем на сцене вот этот стул.
Хочется просто окунуться в мир, предлагаемый нам драматургом, режиссером и актерами, испытать удовольствие, взгрустнуть, посмеяться, вытащить из закоулков памяти забытые вещи и истории, «спровоцированные» увиденным в спектакле. Они вроде бы невпопад, вроде из другой жизни, но почему-то так легко вливаются в поток эмоций.
Потому не буду рецензировать спектакль Ульяновского драмтеатра «Солнечные мальчики». Это — впечатление, только впечатление. Мне кажется, публика не очень любит смотреть спектакли об актерах, точнее, относится к ним с некоторой прохладцей, если только это не убойная комедия, в которой, собственно, неважно, кто и зачем шутит. Может, зрителям сложновато уловить подтексты, подводные течения, полутона актерского закулисья? А они «рассыпаны» по всему спектаклю, который поставил Максим Копылов.
«Солнечные мальчики» — насквозь актерская пьеса, вроде бы очень американская, к тому же бродвейская классика, созданная известным американским драматургом Нилом Саймоном. Вы бывали на Бродвее? Мне тоже не довелось. Не знаю, над чем смеялись и грустили их зрители на тамошних «Солнечных мальчиках». У нас — свои звезды, свои слезы, свой смех. И даже отсыл к «Америке» (фильм «Новые времена» с Чарли Чаплиным, демонстрирующийся перед спектаклем на занавесе, пронизывающие весь сюжет джазовые композиции в живом исполнении и знаменитые песни, исполняемые актерами), который создает ауру, погружает в атмосферу, не самое главное в этом действе.
История списана с реальности. В первой половине ХХ века жил и процветал легендарный комический дуэт The Sunshine Boys — Алан Льюис и Вилли Кларк. Их скетчи и выступления были очень популярны. Они продержались на сцене 42 года — безумная цифра для вечно ругающегося и публично скандалящего шоу-бизнеса. Но ничто не вечно. Партнеры состарились. Льюис решил уйти на покой и бросил партнера. У него семья, дети, внуки. А у Кларка — только племянник Бен Сильвер. Он хоть и продюсер, но все, что может сделать для дяди, — прийти раз в неделю с продуктами и непременным журналом со звездными сплетнями.
А для Кларка жизнь превратилась в свербящее, саднящее душу ожидание. Чего? Роли, конечно, и только роли! Но выясняется, что спустя 10 лет Бен может предложить ему всего лишь выступление на телевидении в ретрошоу. Со своей лучшей репризой из прошлого. Но непременно с Льюисом. И тут-то начинается борьба двух тщеславий. Двух капризных, хоть и списанных звезд. Двух безработных актеров, все еще живущих прошлым успехом и не верящих в его невозвратимость. Двух друзей, которым и вместе — сплошные раздоры (одно слово становится причиной грандиозного скандала), и друг без друга невозможно. Так невозможно, что того и гляди сердце разорвется.
Все это скорее грустная, чем озорная история. Но в ней хватает и юмора, и уморительных актерских находок. И все же центр притяжения, пульс, восторг спектакля — актеры Сергей Кондратенко (Кларк) и Михаил Петров (Льюис). Таких ролей, такого дуэта можно ждать всю актерскую жизнь. Вложить в эту вроде бы смешную историю все свои неудачи и несбывшиеся мечты, мгновения счастья и сладость признания, страсть и опустошение.
Много лет знаю этих актеров — и на сцене, и в жизни. Но здесь порой не узнавала. Что творит на сцене Сергей Кондратенко! Прожиты-прочувствованы и — блестяще СЫГРАНЫ! — каждый жест, шаг, взгляд, интонация, улыбки, секунды хулиганского торжества и пронзительного недоумения -ничего уже не поправить? Как тонко, смешно и грустно играет Михаил Петров трудные шажочки приближения к другу — или возвращения к самому себе? Они живут, когда играют. Они играют, чтобы жить.
Давно не видела на сцене такого безоглядного, глубокого, искрящегося признания в любви к Театру и Актеру. У них все — через край, такая профессия. Только актеры так остро и отчаянно переживают годы одиночества, забвения, ненужности, разлуки со зрителем. Только актеры ради возвращения на сцену могут переломить в себе гордость и несгибаемость, заглушить неприязнь и желание мстить — лишь бы вернуться туда, где ослепительный свет рампы, и аплодисменты, аплодисменты…
Где жизнь обретает краски и плоть, и вкус, и смысл, только когда ты надеваешь чужие маски, когда погружаешься в мир неиспытанных чувств, непережитых ощущений.
Потому и цепляет, и тормошит душу эта история о немыслимой, беспощадной и безнадежной любви актеров к своей профессии. О жизни, в которой казнит и милует Театр. И о моей жизни, впрочем, тоже, которая прошла — пусть и рядом — с театром…
Татьяна Фомина