Народная газета
08 Апреля 2015
Татьяна АЛЬФОНСКАЯ
Пушкин, Островский, Карамзин, Лесков, Мольер. Их герои встретились на IX фестивале театров Ульяновской области «Лицедей-2015».
Доказали — классика задает вечные вопросы, а в поисках ответов заставляет мыслить и страдать. И помогает понять душу человека — с ее метаниями, выбором между добром и злом, возвышающими нас мечтами, жаждой любви и разрушающей ненавистью…
Замечательно, что в Год литературы столько классических произведений вошли в конкурсную программу «Лицедея» и во многом определили высокий и серьезный уровень фестиваля. Девятка оказалась счастливой цифрой: девять театров представили свои спектакли — к постоянным участникам впервые присоединилось творческое объединение «Маленький человек».
Фестивальная неделя оказалась перенасыщенной впечатлениями. Картина театральных впечатлений расписана разными красками, конечно, не все спектакли равноценны. Но весь фестивальный марафон давал возможность познать в сравнении плюсы и минусы нынешней театральной жизни. Поделюсь некоторыми впечатлениями.
Открыла «Лицедей» внеконкурсная премьера Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова «Таланты и поклонники», ставшая своеобразным подарком к Международному дню театра. Вроде бы сугубо театральная вещь говорит о вечном противостоянии любви и карьеры, денег и чувств. Режиссер спектакля Анатолий Морозов признался: «Этот спектакль
— мой первый опыт постановки в Ульяновске и первый опыт общения с ульяновскими артистами, который превзошел все мои ожидания. Здесь уникальная труппа и удивительная творческая атмосфера в театре в целом».
От души хохотала вместе с другими родителями на детском музыкальном спектакле «Nebolshого театра» «День рождения кота Леопольда». Полный контакт с юной и взрослой аудиторией, огромная порция доброты и веселья… Детективная история француза Робера Тома «Восемь любящих женщин» фантазиями антрепризы Ольги Новицкой превратилась в веселый капустник с хорошей порцией придумок, озорства и очаровательного хулиганства.
Бездна страсти
В Димитровградский драматический театр имени А.Н. Островского в прошлом году из-за ситуации на Украине приехали часть труппы Луганского академического русского драматического театра имени Павла Луспекаева и его главный режиссер Олег Александров. Он поставил в димитровградской драме спектакль «Гроза». Вещь, несколько подзабытая со школьных лет благодаря набившей оскомину фразе «Луч света в темном царстве», оказалась удивительно современной. Классический вариант пьесы Островского гармонично вобрал в себя интересные режиссерские находки и трактовки персонажей. Оригинально обыграна и изюминка сценографического решения: импровизированная река на сцене — в воде персонажи страдают и любят, в ней их очищение и гибель.
А пушкинскую «Пиковую даму» можно поставить в театре кукол! Да как! Потрясающе раскрыв гнусность людских пороков, разлагающую душу гиблую страсть к наживе, к игре, подменяющие и жизнь, и настоящие чувства. Творческие силы трех театров счастливо соединились в роскошное яркое действо благодаря режиссеру Мытищинского театра кукол «Огниво» дважды лауреату национальной премии «Золотая маска» Станиславу Железкину, изысканной сценографии художника Ульяновского театра кукол Дмитрия Бобровича — с масками-загадками, с затягивающей атмосферой карточных страстей. Центр притяжения — удивительная графиня — народная артистка России, лауреат «Золотой маски» Клара Шадько. Она создана для этой роли: сколько нюансов, сколько сочных штрихов — от гротеска до обманчивой слабости, каков переливчатый диапазон характера, сколько тайного и явного, силы и слабости. В столкновении с Германом такая Графиня в ослепительном кукольном наряде — мощное воплощение гибельности порока и обреченности на месть.
Настоящее потрясение «Леди Макбет Мценского уезда» по очерку Николая Лескова, начинающемуся словами: «Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о них никогда не вспомнишь без душевного трепета». В театре-студии Enfant-Terrible режиссер Дмитрий Аксенов поставил эту историю с двумя актерами — Алексеем Гущиным и Натальей Ляховой (на фото вверху). Небольшой помост, минимум сценографии, но каждый предмет великолепно обыгран режиссером в сюжете, сути, воздухе спектакля. И все пространство переполнено такой иссушающей, разрушающей, испепеляющей, вселенской страстью, что переворачивает все существо человека, проникает во все клеточки его души и тела. Ты пьешь эту страсть огромными глотками и, не замечая как, втягиваешься в этот сумасшедший ураган чувств, который возвышает тебя до небес, а потом затягивает в бездну… Актеры играют в метре от зрителей, и на протяжении двух часов невозможно оторваться от актерских глаз. Спектакль не отпускает долго — словно тебе душу выпотрошили… Это было упоение классикой, режиссурой, актерством, любовью.
Аплодисменты, аплодисменты!
Всего экспертный совет фестиваля вручил 30 наград в 12 номинациях. Премию губернатора Сергея Морозова «Продвижение» — за продвижение театрального искусства в Ульяновской области (а значит, за наибольшее количество выездных спектаклей в районах области) получил Димитровградский драмтеатр.
Премии «За верность сцене» удостоены Владимир Казанджан -руководитель Димитровградского театра-студии «Подиум», Дина Лихачева — актриса Димитровградской драмы, Татьяна Леонова актриса Enfant-Terrible, Людмила Каргина — помощник режиссера Ульяновского театра кукол, народный артист России Алексей Дуров — актер ульяновской драмы.
Премия Ульяновского землячества в Москве — возможность посмотреть лучшие спектакли столичных театров — вручена актрисе Ульяновского драмтеатра Оксане Романовой. Обладателями премии «Новое имя на театральной сцене» стали молодые актеры театров области Артем Трохинов, Елена Лазуренко, Елена Карасева, Анна Власова и Надежда Иванова.
Специальной премией имени народного артиста России Юрия Копылова для самодеятельных коллективов награжден театр «Ретро» при Димитровградском центре социального обслуживания «Доверие». Спецпремия «За вклад в работу Союза театральных деятелей России» вручена художественному руководителю Димитровградского драмтеатра Андрею Шкалову, он же руководитель «Ретро» и человек, который пригласил на димитровградскую сцену актеров из Луганска.
Премии «Лучший актер» и «Лучшая актриса» получили Марк Щербаков и Ольга Леонтьева — театр кукол, Артемий Курчатов и Александра Федорова — «Nebolshoy театр», Сергей Евдокимов и Екатерина Шаповалова — Димитровградский драмтеатр, Александр Киселев и Ольга Мынцова — «Подиум», Андрей Галактионов и Кристина Сабирова — Enfant-Terrible, заслуженный артист РФ Владимир Кустарников и Фарида Каримова — Ульяновский драмтеатр.
Премьеры сезона оценивало жюри. Мнение членов жюри совпало в основных оценках, хотя и не обошлось без споров — четыре спектакля претендовали на звание лучшего. И имя победителя до последнего не мог предугадать никто из участников фестиваля. Им стал спектакль «Леди Макбет Мценского уезда». «Самым ярким впечатлением фестиваля» названа «Пиковая дама». Приз за «Лучшее режиссерское решение» получила «Бедная Лиза». А награду в номинации «Современное прочтение классики» завоевала «Гроза».
Неоспоримо одно: работы лауреатов нужно непременно посмотреть, дабы понять великую силу и невероятную притягательность театра и переполненной любовью русской классики. И, может быть, приблизиться к пониманию души человеческой.
P.S. В следующих номерах «НГ» читайте интервью с Олегом Александровым и членом жюри народным артистом России Валерием Шейманом.