Ульяновская правда
15 Мая 2015
В августе исполнится пятнадцать лет, как с нами нет артистки Лии Ефимовны Радиной. Ее провожали аплодисментами - как это положено у актеров. Если воспользоваться словами Рэя Бредбери, вместе с ней ушел целый мир.
За свою театральную карьеру она сыграла более трехсот ролей - Машу в пьесе Льва Толстого «Живой труп», Татьяну Бережкову в гончаровском «Обрыве», кормилицу в «Ромео и Джульетте», Ви Толбот в пьесе Теннеси Уильямса «Орфей спускается в ад». В роли бабушки в культовой когда-то полуводевильной пьесе Алехандро Касоны «Деревья умирают стоя» Лия Ефимовна просто стояла на сцене, просто смотрела в зал и говорила простые слова о любви и о семье. Но это «просто» заставляло заходиться в конвульсивных рыданиях дам и утирать слезы суровых мужчин. Радина знала, о чем говорит. Ее семья была ее святыней. От горячо любимого мужа и коллеги Матвея Шарымова до обожаемых детушек и залюбленных внучат. Причем благодаря легкости характера ее семьей повезло стать даже нам - детворе 70-80-х, живущей в соседнем с ней дворе. Мы тогда еще не вполне понимали, с какой Легендой дает нам судьба шанс общаться. Она была для нас просто Лиечкой. «Лиечка идет» - это был наш пароль к прекращению дворовых игр. Двор становился амфитеатром, а лавка, на которой она сидела, - импровизированной сценой. И мы тоже были ее детушками. Так же по-родственному она относилась к коллегам по театру. Не зря же украшением одного из театральных капустников на очередной юбилей актрисы (она обожала праздники - свои и чужие) стал стилизованный плакат времен Великой Отечественной «Радина-мать зовет». И переделанная песня: «Радина слышит, Радина знает…».
Ее звездные роли можно было бы перечислять еще очень долго. И какой бы маленькой ни была эта роль, благодаря присутствию Лии Радиной на сцене она становилась украшением всего спектак-ля. В этом она напоминала величайшую артистку прошлого века, прозванную королевой эпизодов, - Фаину Раневскую. Лия Ефимовна даже была немного похожа на нее внешне. У них была одна звездная роль на двоих. Спекулянтка из революционной агитки «Шторм» Билль-Белоцерковского. В театре Моссовета и в Ульяновском драматическом происходило одно и то же. Зрители дожидались, когда Радина (или Раневская) отыграет свою гротесковую роль, и заставить смотреть «Шторм» дальше их могли только забаррикадированные двери зрительного зала. Мало кто знает, но Радина в свое время лично виделась с Раневской. Она тогда отдыхала в знаменитом поселке Комарово. И однажды перед ней появилась женщина, лицо которой было известно каждому советскому телезрителю. Позже Лия Ефимовна рассказывала, что у нее просто захватило дух, но она собралась и произнесла: «Фаина Георгиевна! Я горжусь, когда меня на сцене сравнивают с Вами…».
Лия Радина родилась 15 апреля 1921 года в городе Самаре в семье служащего. Волга навсегда запомнилась будущей актрисе как классический символ свободы и красоты. После шестого класса семья Лии Радиной переехала на Южный Урал. Окончив десять классов, Лия поступила в Саратовское театральное училище. В то время в театральной среде Саратова «правил бал» знаменитый Иван Слонов, народный артист России. Радина даже не думала, что произведет такое впечатление на педагогов во время вступительных экзаменов, но Слонов после ее этюда на экзаменах встал и закричал: «Превосходно! Замечательно!». Когда началась Великая Отечественная война, училище было закрыто, и Лии Радиной пришлось переехать в Оренбург к своим родителям. К тому времени и произошла одна из самых главных встреч в ее жизни. С Матвеем Шарымовым. «Мой Шарымчик» - это была любовь всей ее жизни.
Знаменитый композитор Василий Соловьев-Седой приехал в Оренбург для того, чтобы набрать концертную бригаду. Лия Радина с энтузиазмом откликнулась на предложение ехать с концертами на фронт. Она прошла дорогами войны по Калининскому и Западному фронтам. Среди прочих встреч на фронтовых дорогах были две, о которых Лия Ефимовна вспоминала всю оставшуюся жизнь. Это встреча с поэтом и писателем, корреспондентом газеты «Красная звезда» Константином Симоновым и известной поэтессой Юлией Друниной. В составе театра «Ястребок» Радина выезжала с концертной бригадой на линию фронта, а Матвей Шарымов, волнуясь за нее, писал письма со стихами, полными любви и нежности: «Я вспоминаю наши ноченьки пьяные, глаза, горящие влажными искрами…». «Ястребок» родил «соловушку», - писал позже Соловьев-Седой. Нет нужды говорить, кто имелся в виду под «соловушкой».
В Ульяновский драматический театр Шарымова пригласили в 1959 году как известного исполнителя роли Ленина. Оба прожили на этой сцене плодотворную творческую жизнь, испытав немало взлетов. Лия Ефимовна пережила своего Шарымчика на тридцать два года… Выросли и разъехались дети и внуки. Хотя и не забывали Лию Ефимовну. «Вы так много работаете - не устаете?» - спрашивали ее, когда годы стали брать свое. «Это лучше, чем приходить в пустой дом…» - с грустной полу-улыбкой отвечала она.
Радина и Шарымов поженились после войны. Это был период расцвета театрального творчества актрисы. Лия Ефимовна блистала на подмостках театров Душанбе, Ташкента, Перми, Таллинна. Знаменитый Георг Отс специально заказывал билеты на спектакли, в которых играла актриса. В Ульяновск Лия Ефимовна попала в 1959 году вместе с Шарымовым. И сыграла в нашем театре массу ролей, без преувеличения сделавшись звездой ульяновской сцены. В течение десяти лет Лия Ефимовна возглавляла областное отделение Всероссийского театрального общества.
- До сих пор никто из наших актеров не может соперничать с Радиной в популярности у зрителей, - признается заслуженный артист РФ Алексей Дуров. - Я горжусь, что Лия Ефимовна и ее супруг, замечательный артист Матвей Филиппович Шарымов, были моими наставниками во время моей театральной юности. А позже Лия Радина стала моей неизменной партнершей во всех спектаклях. «Дети Ванюшина», «Нахлебник», «История одной любви» - это лишь некоторые из постановок, в которых мы с Лией Ефимовной играли вместе.
- Как задушевно Лия Ефимовна пела!.. Как звонко хохотала!.. - вспоминает народная артистка РФ Клара Шадько. - Ее неиссякаемый оптимизм передавался всем нам. Лия совершенно не умела кукситься, долго переживать неприятности... Жизнелюбие и жизнестойкость Радиной притягивали к ней людей.
Без Лии Ефимовны не обходилось ни одно городское или областное мероприятие. И график выступлений, посвященных празднованию Великой Победы, у легендарной актрисы фронтового театра «Ястребок» был расписан задолго до майских дней. Неизменный шульженковский «Синий платочек» стал ее визиткой. Ветераны могли заказывать эту песню по десять раз за концерт. В исполнении Радиной «Платочек» звучал чуть менее нежно, но с тем же чувством внутренней любви и более победительно. По составленному завещанию Лию Ефимовну похоронили рядом с любимым мужем…
А в новом спектакле симбирской драмы «Прощай, конферансье» есть «привет» от Лии Ефимовны. Его передает помнящей Радину публике исполнительница роли фронтовой певицы Людмила Даньшина. При правильном сценическом освещении хочется временами ущипнуть себя от нереальности происходящего - на сцене Радина. Живая. Вечно живая.
Из архива «Ульяновской правды»
9 мая 2004 г. на доме, где жила актриса (ул. Гончарова, 4), была установлена мемориальная доска. Дважды лауреат премии «Лицедей» (1996, 1998 годы). Лауреат премии Ульяновского отделения СТД «За верность сцене». В 1996 году ее имя занесено в Золотую книгу почета Ульяновской области.
Оксана Моисеева, Николай Владимиров