Народная газета
27 Января 2016
/upload/iblock/b77/b77ffb4c9851be9eb4ea0581db5656ea.jpg
В Ульяновском театре драмы снова премьера - на сей раз остроумная и яркая комедия «Тетки в законе», которая буквально заряжает позитивом.
Горячая, как пирожки, неоднократно появляющиеся в фокусе внимания по ходу действа. Самое время задаться нелепым вопросом: а правда, если в начале спектакля на столе лежит пирожок, значит, им кто-то непременно будет отравлен?
Это в самом деле был театр, приносящий радость, хотя иногда я склонен с осторожностью относиться к откровенно развлекательным постановкам, а тем более современным отечественным пьесам. Тем не менее новая комедия положений смотрится на одном дыхании, она динамична (как мой любимый «Шум за сценой»): зал буквально рыдает от смеха, потому что почти каждая фраза - настоящий комический перл. Вместе с залом непрерывно отсмеялся свои три часа и я: даже, не поверите, под-устал напрягать мышцы лица.
Конечно, особенно рад был видеть на сцене двух своих любимых народных артисток - Клару Шадько и Зою Самсонову - в ролях заглавных тети Греты и тети Розы: одно это способно принести постановке успех. За возвращение замечательного дуэта отдельное спасибо режиссеру. Уж каких только сестер им не приходилось играть прежде (те же Фира и Лиза из относительно недавних «Незабудок» по Улицкой), а теперь вот получились такие взаимоотношения: на сей раз Шадько достался образ суровой, видавшей виды Греты, стоматолога на пенсии (это как в анекдотах, где зубные врачи по долгу службы - всегда люди жесткие), а Самсонова играет восторженную одинокую тетю Розу. В связи с чем вспоминаются, конечно же, и их героини из давнего спектакля «Мышьяк и старые кружева», тем более что и в сюжетах двух пьес можно найти кое-какие сходства. Без яда и теперь не обошлось.
Кстати, в оригинале пьеса называется просто «Тетки», а добавленное «в законе» придает спектаклю особенный самоиронический оттенок. Не случайно выдающиеся актрисы на протяжении нескольких десятилетий делят на двоих одну гримерку и в жизни порой шутливо называют друг друга не иначе, как «сокамерницы»…
Актерский ансамбль в «Тетках» вообще хорош, а детективный фарс в постановке заслуженного артиста РФ Евгения Редюка порой доходит до клоунады, абсурда, бурлеска - настолько это гомерически-феерически хохотно. Редюк неоднократно ставил на нашей сцене детективные комедии (и «8 женщин», и «Медовый месяц комиссара полиции», и «Неугомонный дух» и т.д.), и нынешняя, пожалуй, одна из самых удачных в этом ряду.
Литературный материал для развлекательного действа тоже достаточно неплох. В недавно написанной пьесе Александра Коровкина, кажется, есть все атрибуты классической комедии: комические старушки, любовный треугольник, быдловатый полицейский (а так хотелось написать проще и понятнее - «мент»), «скелет в шкафу» (весьма неугомонно передвигающийся по квартире, создавая сумбур и суматоху), даже что-то типа вариаций на тему (выражусь уклончиво) «только девушек в джазе»...
Не хочется забегать вперед и раскрывать все сюжетные повороты тем, кто еще не посмотрел спектакль, а посмотреть, по-моему, стоит. Рассчитывать на переживания и раздумья при этом не следует, да это и совершенно неважно. Конечно, в сюжете есть и узнаваемые реалии современной России - стеб над чиновниками, над пресловутым квартирным вопросом, по поводу взаимоотношений стариков и государства. Но главное в новой постановке Ульяновского театра драмы - все же не это, а такой редкий в нашей сумрачной жизни катарсис от искрометного юмора, о чем бы он ни был. Нам хорошо, потому что весело.
«Тетки» (в законе) - это в ближайшие годы будет, скорее всего, такой хит (за базар отвечаю) ульяновской театральной афиши…
Александр ФИЛАТОВ