Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Сделан «шах» на поле драмы

Рязанские ведомости
25 Июня 2003
/upload/iblock/48a/48a4f98ace0bf3ef5b014b0cc46c4608.JPG
Обмен гастролями - давняя театральная традиция. В понедельник в Ульяновске начались гастроли нашего театра драмы, а днем раньше на рязанскую сцену вышли актеры Ульяновского театра драмы. Они представили рязанской публике комедию «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе Александра Островского.

    Начало вызвало у меня недоумение: три первых явления актеры играли на авансцене перед закрытым занавесом, в полутьме, сообразной слабому свету свечи, стоявшей на старинной конторке. Но затем открылся зеленый занавес, и перед зрителями предстала... шахматная доска, по которой по ходу действия передвигались герои и энное количество красных стульев. Гигантский «задник» также являл собою шахматное поле, в зияющих глазницах - «черных клетках» которого возникали костюмы различных чинов Российской империи и женские платья. Остальной реквизит составляли маленький столик с музыкальной шкатулкой, вешалки с различным платьем, два-три предмета обстановки по краям авансцены да еще несколько мелочей... Такое образное решение нашли для спектакля его постановщик, народный артист Латвии Аркадий Кац и сценограф, народный художник Латвии Татьяна Швец.

    Откуда шахматы и мундиры «без головы»? Попробуем разобраться. Напомню сюжет комедии: умный, но бедный молодой человек Глумов решает сделать себе карьеру, найдя влиятельных покровителей и богатую невесту. По мнению исследователя творчества Островского В. Лакшина «Глумов ни на минуту не забывает, что ведет игру, он ненавидит используемых им людей, и про него нельзя сказать, что он приспосабливается: нет, он сознательно ведет двойную жизнь... В этой сценической «стране дураков» один Глумов действительно умен и талантлив, он отлично видит пороки окружающих его людей». Такой трактовке созвучны и шахматная доска, и костюмы-символы, возникающие одновременно с музыкально-мизансценическими «акцентами», когда главный герой делает очередной удачный ход.

    В конце игры Глумов объявляет всем «шах», но «мат» сказать не успевает: он играл рискованно, не учитывая ту опасность, которую могут представлять некоторые «обойденные» им фигуры. Однако и в жизни, и в пьесе гениального Островского такие люди не проигрываются в пух и в прах. Глумову не объявляют «мат», в будущем герои собираются его простить...
    В изображении некоторых ключевых фигур пьесы режиссер прибегает к элементам гротеска: дядюшка Мамаев (лауреат Государственной премии России В. Шейман) дергает верхней частью туловища, старик Крутицкий (народный артист России, лауреат Государственной премии России Б. Александров) хромает на одну ногу, либерал Городулин (заслуженный артист России Е. Редюк) даже не шепелявит, а «сепелявит». Такой замысел вроде бы близок к определению жанра пьесы, которое дает В. Лакшин: «Это жанр политической комедии-обозрения, где к месту окажутся и условные допущения, и психологический гротеск». Но, мне кажется, психологический гротеск тоньше, чем «внешний». Такому Актеру, как Б. Александров, «артистические костыли» в виде хромоты не нужны - он блестяще передает гротеск внутренний. То же и в отношении «сепелявости» Городулина - Е. Редюк и без нее может «сорвать аплодисменты». Бесподобно играет и актер В. Шейман - его «краска», петушиное подергивание, более оригинальна, поэтому смотрится с интересом. Кстати, в программках указано, что он заслуженный артист России, но эти данные устарели. Буквально на днях В. Шейману присвоено высокое звание народного артиста России. Поздравляем!

    Спектакль интересный, «острый», вызывает живой отклик, смех в зале: много раз динамичное действие прерывалось аплодисментами. Их по праву заслужили все участники спектакля: Д. Юченков (Глумов), лауреат Государственной премии России, народная артистка России К. Шадько (Глафира Глумова), заслуженные артистки России А. Бабичева (Мамаева) и З. Самсонова (Манефа), заслуженный работник культуры России Г. Родионов (Григорий), артисты Д. Клоков, М. Петров, В. Савостьянова, Н. Макеева и другие.

    Публика (в зале был аншлаг) долго стоя благодарила актеров. Можно сказать, что в первый же вечер рязанцам был объявлен «шах». Но по одному спектаклю, поставленному мастерами, приглашенными со стороны, нельзя судить о театре. Вся гастрольная интрига, главная игра еще впереди. Предлагаю вам анонс, подготовленный при помощи заместителя главного режиссера Ульяновского театра по репертуару В.И. Харитоновой.

    Итак, следующий ход - сегодня вечером: «Тартюф, или Обманщик» в постановке художественного руководителя Ульяновского театра драмы, лауреата Государственной премии России, народного артиста России Юрия Копылова. Эта блестящая комедия Жана-Батиста Мольера шесть лет идет на сцене Ульяновского театра с неизменным аншлагом. В спектакле заняты все ведущие артисты театра - Б. Александров, К. Шадько, В. Шейман, А. Бабичева, З. Самсонова, Е. Редюк, Г. Родионов и артистическая молодежь. Сценограф спектакля - лауреат Государственной премии России С. Шавловский.

    Завтра - «главный удар». Рязанцы увидят программный спектакль Ульяновского театра - трагедию «Генрих IV» Луиджи Пиранделло. Эта постановка, ее режиссер Ю. Копылов, сценограф С. Шавловский и исполнитель главной роли народный артист Б. Александров были удостоены Государственной премии России. Журнал «Театр» назвал спектакль «визитной карточкой театра и того трагического осознания действительности, которое пристально исследует режиссер спектакля и художественный руководитель Юрий Копылов». Исповедуя трагедию как высшую форму искусства, режиссер прочел пьесу классика итальянской драматургии как вечную притчу о Гении и Злодействе.

    Изящные, красивые комбинации будут разыграны в пятницу и субботу в неправдоподобном фарсе «Неугомонный дух» английского комедиографа Ноэля Коуарда. Сюжет традиционен для драматургии островитян: в загородном доме объявляется дух, и начинается полтергейст... Этот спектакль придется по душе тем, кто любит утонченный английский юмор, парадоксы и мистику. Постановка Ю. Копылова, режиссер - заслуженный артист России Е. Редюк, сценограф - заслуженный работник культуры А. Клименко.

    В воскресенье - конец партии. Последний ход ферзем - драма из жизни королей, один из лучших спектаклей ульяновцев, также удостоенный Государственной премии России, «Лев зимой» по пьесе американского драматурга Джеймса Голдмена. В спектакле, поставленном Ю. Копыловым (сценограф - С. Шавловский), главная героиня - Любовь, яростная и нежная, страстная и сокрушительная.За исполнение главной роли в этом спектакле В. Шейман был удостоен звания лауреата Государственной премии России.

    Итак, дамы и господа, готовьте веера и театральные бинокли...

Елена Коренева