Симбирский курьер
30 Марта 2016
Спектакль, поднимающий глубинные вопросы, главный из которых — как остаться человеком и иметь право таковым называться, — появился в репертуаре Ульяновского драматического театра. Хотелось бы, чтобы этот спектакль, «Прощание в июне» по пьесе Александра Вампилова, задержался на сцене подольше. В последние годы, увы, более-менее серьезные спектакли быстро исчезают из афиши. Представленная под занавес прошлого сезона постановка «Прощай, конферансье» — и постановка замечательная! — не продержалась и полугода.
Эту очень серьезную вещь поставил у нас заезжий режиссер Олег Молитвин, недавний выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Любопытно, что молодой человек, еще не достигший 30 лет, взялся за пьесу, в которой понятия «искушение» и «соблазн» к любви имеют весьма отдаленное отношение.
Напомним, по сюжету главный герой, студент Николай Колесов, попадается милиции на хулиганстве и должен отработать 15 суток, — а на носу последняя сессия. В тот же день Колесов познакомился с дочерью ректора Репникова Татьяной и, узнав об их завязавшейся дружбе, ректор отказывает группе студентов в их просьбе не отчислять из института талантливого парня. На их противостоянии и завязывается конфликт.
Репников в исполнении актера Виктора Чукина — воплощение академизма. Застегнут на все пуговицы, в идеально сидящем костюме, в меру строг и в меру дружелюбен. То же самое и дома — идеальный порядок, красавица-жена, воскресный обед в столовой на белой скатерти. Ворвавшийся в эту безупречную жизнь хаос в виде Колесова выбивает его из колеи — и настолько, что, вероятно, впервые между ним и его женой происходит откровенный разговор. Свою небольшую роль Оксана Романова исполняет блестяще, интеллигентно-сдержанно. Может быть, впервые в жизни ее героиня позволяет себе выплеснуть раздражение и сказать правду: «Гением ты можешь себя чувствовать только с такой дурой, как я. Кто я — жена ученого? Но ты — администратор. И немного ученый». Но тут же она готова снова надеть маску благополучной счастливой жены и подтвердить — хотя и не без яда в голосе: «У нас все прекрасно. Живем душа в душу, и все нам завидуют».
Ему противостоит Колесов. Он — не обычный хулиган. Это талантливый студент, многообещающий ученый, которого ждет аспирантура. Но в нем есть свобода, которую, возможно, задушил в себе много лет назад Репников. Алексей Гущин воплощает образ молодого человека, способного на чудачества, раскрепощенного, довольно прямолинейного, но явно не из завсегдатаев кутузки. Его беда лишь в том, что он встал на дороге Репникова, который «никогда не любил таких победителей — они думают, что мир создан для них». Встреча с Репниковым едва не сломала Колесова, потому что Репников искушает его возможностью большого, интересного будущего. Только от ректора зависит, получит ли парень диплом, место в аспирантуре, а затем — в научном мире. Соблазн для молодого талантливого парня оказался так велик, что он соглашается на разрыв с Таней. Похоже, для режиссера не важно, возникло ли между Таней и Николаем сильное чувство, встретятся ли они в будущем, — Молитвин отказался от финальной сцены, написанной Вампиловым, дающей этой паре второй шанс. Для режиссера главное другое — что он отказался от искушения, от взятки, от предательства.
Главную роль в этом решении сыграл очень интересный персонаж — Золотуев. Владимир Кустарников мастерски изобразил человека, одержимого идеей собрать такую сумму денег, от которой не смог бы отказаться ревизор, из-за неподкупности которого Золотуев когда-то оказался в тюрьме. Казалось, цель его жизни достигнута, — собрана нереально большая сумма денег. В подробности «дела» посвящен Колесов — Гущин меняется в лице, когда слушает рассказ Золотуева. Вероятно, в этот момент в нем и зреет решимость согласиться на «взятку» ценою в большое будущее. Все меняет момент, когда растерянный Золотуев прибегает в институт в день получения дипломов, и Колесов уже держит в руках красные корочки и получает место в аспирантуре. «Не взял!» — потрясенно восклицает Золотуев-Кустарников. После недолгих раздумий Колесов рвет диплом.
Об этом моменте, о его важности очень хорошо говорил в декабре, на чтении пьесы, Виктор Чукин. Порвать документ — прилюдно, напоказ, да еще с гербом СССР — значит, поставить крест на своем будущем раз и навсегда. Это знак для всех, что человек может снова поступить так же. И странно, что на премьере в этот момент не случилось кульминации. Ни в самом жесте Колесова-Гущина, разрывающего диплом, ни в реакции его друзей (точнее, в отсутствии реакции), ни в музыкальном решении сцены не было ни намека на потрясение. И немного не хватило в актере Гущине ощущения — радости освобождения от того бремени предательства, на которое он пошел. Быть может, со временем эта важная сцена изменится — и тогда в спектакле все встанет на свои места.
Добавлю лишь, что действие украсили Сергей Чиненов и Денис Бухалов, исполнившие роли комических персонажей. Хороша Анна Дулебова, тонко балансирующая на грани гротеска. Замечательно показал не желающего взрослеть шалопая, новоиспеченного мужа Букина Виталий Злобин. Мария Прыскина, наоборот, примерила на себя роль рано повзрослевшей и чересчур серьезной дамы. Сделать акцент на развитии чувств и переживаний режиссер смог, сведя к минимуму декорации и реквизит.
Анна Школьная