Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

"Мастера" и "Дураки"

Народная газета
22 Июня 2016
/upload/iblock/bf8/bf8e937750eaf7f808c917d7db30129c.jpg
Перед тем как окончательно опустеть на время летних «каникул», главная театральная сцена региона предложила своим зрителям целый калейдоскоп феерических представлений от гостей города.

Фантазии из Тамбова

Прежде всего следует отметить недельные гастроли Тамбовского драматического театра. Мало того, что с большой и разнообразной репертуарной афишей - от вполне традиционного и узнаваемого Островского до «истории по мотивам Нила Саймона» или «сценической фантазии на тему знаменитой комедии Шекспира», - так еще и гастроли обменные. Труппа Ульяновского драмтеатра также получила возможность представить наиболее востребованные спектакли своего репертуара на тамбовской сцене. Такого масштабного творческого обмена не было уже довольно давно. А тамбовчане вообще играли на ульяновских сценах по два спектакля в день!

В глаза бросается то, что у тамбовского театра свой собственный, отдельный, ни на кого более не похожий творческий менталитет (так, собственно, и должно быть!). Относительно небольшой, в прошлом купеческий, город, хотя и расположенный значительно ближе к Москве, житница - все это словно наложило свой своеобразный отпечаток на замечательные тамбовские спектакли. Они были просты, неторопливы, почти «народны» по колориту - с одной стороны, а с другой - не чужды экспериментирования в трактовках известных сюжетов. Вот история купца, жаждущего обогащения, - «Аферисты» по знаменитой пьесе «Свои люди - сочтемся» Островского - медленная до какой-то удивительно русской исконности, усиленная мелодиями классика отечественной театральной музыки, композитора Григория Гоберника.

Очевидно, что в тамбовском театре не боятся менять не только названия пьес, но и жанровые их определения - под Островским, например, значилось - «авантюрная комедия», и это далеко не самый экзотический подзаголовок тамбовской афиши. Не боятся и выбирать пьесы с таким необычным местом действия, как «Дураки», где все происходило в абстрактной стране, в которой нетрудно было узнать черты нашей (а чего стоит «трансформированный» сюжет Шекспира «Сон в летнюю ночь», разворачивающийся на курорте Средиземноморья?).

Кстати, именно спектакль «Дураки» - своим комическим абсурдом и раздумной многозначительностью - оставил наиболее яркое впечатление. Было и смешно, и… не только. Богом забытая деревушка, в которой на протяжении веков рождаются одни неудачники, хотя, казалось бы, все есть для счастья - вам это ничего не напоминает? Стало быть, мы становимся дураками, только когда сами уверовали в это навязанное сверху «заклятье», но и в таком случае также просто можем изменить свою судьбу, стоит только поверить в иное. Справиться с судьбой (или манипуляцией сознанием?), как всегда, помогает любовь…

В ритме танго

Любовь спасительна и в другом, московском, спектакле, который нам показали на сцене драмтеатра совсем под занавес ульяновской театральной жизни, - «Мастер и Маргарита» с участием народного артиста России харизматичного Владимира Стеклова в роли Воланда. Здесь актеры играли по нескольку ролей, по очереди перевоплощаясь то в Бездомного, то в Бегемота, то в Понтия Пилата, то в Мастера или Иешуа.

Конечно, совершенно завораживала игра Стеклова. 68-летний артист отдавался своей непростой - противоречивой и эмоциональной - роли полностью. В роли «князя мира сего» он был убедительно всесилен и мудр. Жаль только, что противовеса ему «по другую сторону добра и зла» со сцены не прозвучало - ни Понтий Пилат, ни Мастер, ни даже Иешуа до его масштаба личности явно недотягивали. Линия Пилата и Иешуа вообще показалась мне в этой постановке какой-то неяркой, что, впрочем, общего впечатления от постановки ничуть не испортило.

Воланд - как центральный персонаж, седьмое доказательство Бога, как часть задуманного создателем мироустройства, один из механизмов системы сдержек-противовесов мироздания: если нет зла, тогда что есть добро?! Слушая узнаваемые цитаты из культового романа, почти афоризмы, которые вызывали улыбки, вместе с создателями спектакля зрители задумались... Так вот до самого финала - как, впрочем, и у Булгакова - в контрастном чередовании смешного и серьезного. Четкие атмосферные декорации, в которых читались самые яркие символы романа - от трамвая до дурдома. Демонический ритм танго…

«Мастер и Маргарита» - чрезвычайно сложное для постановки произведение, его многослойность трудно вместить в рамки театрального пространства, поэтому всегда приходится чем-то жертвовать, но в данном случае удалось найти удачный компромисс. «Все будет правильно, - говорит в финале блистательно-повелевающий Воланд-Стеклов, а двумя минутами позже мы видим, как на поклон выходит уже пожилой уставший артист. Вот оно, почти мистическое мастерство перевоплощения…

Александр ФИЛАТОВ

http://ng73.ru/news/news-25853