Ульяновская правда
13 Декабря 2016
Вчера, 12 декабря, в Ульяновске закрылся Международный театральный фестиваль «История государства Российского. Отечество и судьбы». Третий по счету, он ознаменовался многими яркими событиями.
В их числе и дважды сыгранная премьера хозяев фестиваля «Капитанская дочка» по одноименной повести Пушкина. И театральные подарки-сюрпризы из Германии и США. Американцы, например, представили на фестивальной сцене произведения Шукшина в стилистике Феллини. «Ульяновская правда» как могла препарировала ставшее знаковым событие театральной жизни нашего региона.
В рамках этого форума пензенский драматический представил малоизвестную историю о бабушке Лермонтова, лицедеи из Сергиева Посада - историю взаимоотношений Чехова и Лики Мизиновой, труппа Новгородского академического театра драмы закрыла фестиваль актуальным к 250-летнему юбилею сценическим портретом Карамзина. Наконец, фестивальным подарком Ульяновску стал спектакль «Театр императрицы» от прославленного Малого театра России под руководством Юрия Соломина. Отдельно имеет смысл отметить «Обыкновенную историю» в исполнении артистов столичного театра «Сфера». И не только потому, что это редко присутствующая сегодня на российской сцене и поставленная в приятной и радующей глаз реалистичной манере инсценировка нашего земляка Гончарова. Не менее приятный для ульяновцев факт, что одну из главных ролей - Александра Адуева - в этом спектакле сыграл еще один наш земляк, звезда сериала «Кремлевские курсанты» Денис Берсенев.
Знай наших!
Родители Дениса - Юрий и Надежда - и сейчас живут в Ульяновске. Именно поэтому актер отказался от услуг ульяновского гостиничного бизнеса. Домашние пельмени и уют родного крова душе милее. В нашем городе Денис делал первые шаги в будущую профессию, занимался в театральной студии «Старшеклассник» под руководством актера симбирской драмы Геннадия Родионова, которая долгие годы существовала в нынешнем ДК «Губернаторский». Шаги эти были весьма уверенные. После первого же спектакля - мелодрамы из жизни школьников «Обратный адрес» - у Берсенева появились и первые поклонницы. Они не пропускали ни одного «Обратного адреса», поджидая юного артиста после спектаклей... Не упустил шанса вновь встретиться с первым учителем актерского мастерства Берсенев и в этот раз.
- Денис - импровизатор, фантазер и очень талантливый человек, - отрекомендовал самого звездного из своих воспитанников Геннадий Родионов. - Когда поступил на факультет «Издательское дело и редактирование» в Ульяновском техническом университете, студию не бросил. Он не забывает про меня до сих пор. Мы созваниваемся, он заходит, когда бывает в Ульяновске. После того как его пригласили в сериал «Кремлевские курсанты», Денис звонил и советовался. Ему в тот момент нужно было сделать сложный выбор: либо сцена, либо сериал. Я посоветовал сниматься, поскольку после этого могли поступить интересные предложения.
И это был, наверное, единственный совет наставника, который Денис не принял. У него немного заметных работ в кинематографе, ради которого молодой актер не стал жертвовать театром...
- Я бываю в Ульяновске всякий раз, как возникает большой перерыв в работе, - признается Денис. - Было любимое место в городе - очень нравилось гулять по Среднему Венцу. Но полностью уединиться там теперь нельзя - начали узнавать. По «Кремлевским курсантам» главным образом. Видимо, придется осваивать смотровую площадку на гостинице «Венец».
Кстати, не бросает Берсенев и свое ульяновское детище - рок-группу «Фауст». Ее он организовал, еще когда учился в школе № 6, и был в ней фронтменом и хедлайнером в одном флаконе. Де-юре остается им и по сей день. Пару лет назад зимой, когда гостил в Ульяновске, они с однокашниками по «Фаусту» собрались вместе и устроили концерт прямо дома. В квартире собралось полсотни человек, и ребята для них играли и пели.
В «Обыкновенной истории» Берсенев играет Адуева-младшего, превращающегося из неудержимого провинциала-романтика, у которого «блеску в глазах много», в циничного и чопорного столичного жителя. История ему знакомая. Но не только поэтому вторая ипостась его героя у артиста получается лучше. Он не раз признавался, что хочет сыграть роль злодея-подлеца. Яго какого-нибудь...
- Я хочу сыграть человека с обостренным вниманием. А оно развито у людей, которые вынуждены скрываться, чья жизнь находится в постоянной опасности. У преступников например. Я бы сыграл в каком-нибудь детективе, но не следователя, а того, за кем он охотится. Мечтаю сняться в философской фантастике. В «Обитаемом острове» не случилось. Может быть, будут еще экранизировать Стругацких. Сыграл бы в таком фильме, как «Матрица».
Герой Брестской крепости и Гитлер - в одном театре
Адуева-старшего в «Обыкновенной истории» играет Дмитрий Ячевский, известный по сериалам «Тайный знак», «Ранетки», «Дом образцового содержания», «Хозяйка моей судьбы». За кулисами Дмитрий Кириллович рассказывает, что «стал актером потому, что ничего другого в жизни не умеет делать. Однако в театральный вуз поступил не сразу, до поступления успел поработать и садовником, и лаборантом. Даже географом чуть было не стал».
- Вся ваша театральная жизнь - это исключительно театр «Сфера». Больше четверти века. Нескучно в одном театре? Не хочется чего-то новенького?
- В «Сфере» скучно не бывает. У нас все время что-нибудь новенькое. В последние годы особенно. Я, кроме актерской работы, занимаюсь и режиссурой. И играю. Куда деваться? Сам кашу завариваю, сам и отдуваюсь. Так что тут не поскучаешь. Такая вот у меня биография: родился, учился, работаю в «Сфере» Вот и вся моя жизнь...
- Трудно определить специфику ваших ролей...
- Не знаю, я не думал об этом, может, и не надо никак определять, а надо просто играть, и играть так, чтобы зритель тебе верил. Зрительская любовь - вещь капризная, ее нельзя купить. А раз завоевав, важно не потерять. Я люблю все свои роли и очень рад, что судьба привела меня в «Сферу», мне нравилось работать с нашим режиссером Екатериной Ильиничной Еланской, теперь нравится с ее сыном. Нравится наша круглая сцена.
- Среди ваших ролей особняком стоит образ Гитлера в сериале про Вольфа Мессинга. Трудно играть мировое зло?
- Еще труднее играть не мировое зло, а конкретного человека с его слабостями и комплексами. И в этом смысле Гитлер стоил мне сил, нервов и здоровья. Мне в последнее время больше нравится озвучивать мультики. В мультфильме «Лукоморье. Няня» озвучивал не кого-нибудь, а Пушкина. Когда бы мне предложили Александра Сергеевича в кино сыграть?..
Художественный руководитель «Сферы» Александр Коршунов - представитель легендарной театральной династии, берущей начало от соратника Станиславского Ильи Судакова. Однако в кино более-менее заметные роли стал играть, только разменяв пятый десяток. А по-настоящему знаменитым проснулся после «Брестской крепости». С последним утверждением, впрочем, сам Александр Викторович не согласен:
- Знаменитым я не просыпался никогда. Просто тема «Брестской крепости» - особенная. И мой персонаж - майор Гаврилов - грандиозный. Помню, приезжал со съемок и говорил отцу: «Надо было тебе эту роль играть, не знаю, хватит ли у меня силенок». В кино пока играю по принципу: лучше меньше да лучше. Кроме «Брестской крепости», могу на самом деле гордиться лишь ролью отца главного героя в нашумевшем фильме «Дурак». Там острая социальная тема, а в таком материале никогда нет места лицемерию. В кино я только постепенно набираюсь опыта. И у меня есть домашний критик - дочь, которая может сказать: «Не жарь! Не наигрывай! Не будь театральным актером в кино! Это - разные вещи». Я слушаюсь. А «Брестская крепость» получилась настоящим патриотическим кино, вероятно, потому, что патриотизм у нас не спущенный сверху. Просто снимали люди, очень любящие свою Родину...
- Как изменило вашу жизнь назначение руководителем «Сферы»?
- После ухода из жизни мамы, Екатерины Еланской, основательницы и бессменной руководительницы театра, там более полугода не было официального худрука. Летом коллектив написал письмо в департамент культуры с просьбой назначить худруком меня. Театр должен меняться, ведь меняется зритель, и он будет меняться - не может быть иначе. Но и к слову «традиция» я отношусь уважительно, если это традиции серьезные и живые. Это наши связи. Это - смысл. Принципиальной разницы между «Сферой» и Малым театром, на сцене которого я играл и ставил и продолжаю по мере сил работать, нет. Важен живой, человеческий, психологический театр. Которому меня учили и который я исповедую. Разница - в актерском существовании. Круговой амфитеатр, в котором сломана перегородка между зрителем и сценой, зритель - со всех сторон, и очень близко. Это надо учитывать. Не показывать, не играть, а существовать.
- Полностью уйти в режиссуру не тянет?
- Пока нет. Еще не надоело заниматься актерством.
Квазиопера и Голливуд
Еще одну интересную в своей необычности театральную работу в рамках фестиваля представил GOFF-thatre из Германии. Квазиопера «Колесо» - это, по сути, моноспектакль руководителя немецкой труппы и нашего соотечественника Григория Кофмана, приезжающего в Ульяновск в третий раз и в предыдущий визит порадовавшего ульяновцев сценической трактовкой гончаровского «Обломова».
Теперь же Григорий Яковлевич на фоне оригинального саундтрека играл поэзию Осипа Мандельштама. Это часовой мандельштам-авангард - от шерри-бренди до рыбьего жира фонарей, от еврейской молитвы до русского плача. В ночи простирается время-пространство, где существует герой спектакля - Осип Мандельштам.
Персонаж и актер даже внешне, пусть едва уловимо, похожи. Сам Кофман со свойственным его нации юмором и самоиронией истолковывает подобное сходство:
- У нас один и тот же еврейский тип - ашкеназский. Хотя Пушкина я тоже играл. И многие тоже говорили - похож…
По секрету делится, что следующим поэтическим гением России, которого он собирается представить на сцене, станет Иосиф Бродский.
- Учитывая ваш опыт ульяновских выступлений, вы вправе сравнивать и делать выводы о специфике ульяновского театрального пространства…
- Эта специфика в первую очередь связана с личностью директора Ульяновского драматического театра Натальи Никоноровой. Именно Наталья Александровна создала здесь в лучшем смысле этого слова директорский, продюсерский театр. Что продиктовано ее энциклопедизмом знаний и, с другой стороны, любовью к своему делу и детищу. Так вот такая форма существования театра и диктует парадигму всего ульяновского театрального пространства.
Поклонникам голливудского кино Кофман известен по небольшой, но запоминающейся роли советского комиссара в блокбастере 15-летней давности Enemy at the Gates.
- Что дал вам этот опыт?
- Там, для начала сразу признаюсь, произошла легкая путаница. В этом фильме есть еще один комиссар, сыгранный другим актером. Роль побольше и позаметнее, чем моя. Но именно я значусь в финальных титрах напротив этого персонажа. А научил меня голливудский опыт работать собранно и в высшей степени профессионально технично. Когда режиссеру Жан-Жаку Анно понадобилась в кадре Волга, ему ее выкопали за неделю…
Евгений Вяхирев