Симбирский курьер
03 Ноября 2017
Детский смех, игры, беготня, домашняя суета – Дом-музей Ленина в Ульяновске больше 100 лет не переживал ничего подобного. И вот с помощью театральной магии обычная музейная тишина и уважительно негромкий голос экскурсовода сменились ожившими картинами тех лет, когда этот дом принадлежал семье Ульяновых. Совместный проект Ульяновского драматического театра и Дома-музея Ленина – это первый в нашем городе интерьерный спектакль, спектакль-экскурсия.
Больше 80 лет в этом доме на улице Ленина лишь обстановка, подлинные предметы быта и воображение позволяли представить себе ту жизнь, которую вели здесь Ульяновы. Перед спектаклем, как обычно в музеях, публику встречает у входа экскурсовод, это не сотрудник музея, а друг семьи Ульяновых и учительница Володи Вера Кашкадамова (Татьяна Денисенко), благодаря которой вы станете не зрителями, а гостями этого дома. Семья радостно приветствует вас: еще бы – вы попадаете на именины Ильи Николаевича. Непривычно улыбчивый в исполнении Алексей Вольного (Храбскова), он пожимает вашу руку. И уж чего точно не ожидаешь от музейных стен, которые много лет были настоящей меккой для приверженцев идеи коммунизма, так это детские шалости. Младшие дети Маняша и Митя (Маша Верягина и Петя Храбсков) во главе со средними – Олей и Володей (Дарья Фарафонтова и Александр Курзин) – устраивают игру в брыкаску, которую сам Володя и придумал.
В именины Ильи Николаевича дети покажут отцу небольшой спектакль – артисты драмтеатра перевоплощаются в Ульяновых, а Ульяновы – в героев «Хижины дяди Тома». Семейный ансамбль споет для именинника песню «Пловец» («Нелюдимо наше море» на слова нашего земляка Николая Языкова) – и вот вас зовут в столовую, к столу! Никакой бутафории. Стол и стулья – музейные, на которые десятки лет никто не садился, но вы не робейте, присаживайтесь. В центре стола – яблочный пирог, самый настоящий. Смело берите кусочек, запивайте чаем, а хозяева тем временем расскажут о традициях сбора ягод и фруктов в саду и сыграют в «синонимы». Будьте готовы – вас тоже могут втянуть в эту забаву, придется проявить смекалку. Кстати, вы почувствуете, что нет барьера, который существует между артистами и зрителями в театре: «Ульяновы» будут смотреть вам прямо в глаза и рассказывать что-то о себе будто бы лично вам.
За время небольшого спектакля вы обойдете несколько комнат первого этажа дома Ульяновых и станете не только гостями праздника, но и свидетелями некоторых интимных моментов из жизни героев – лирических, драматических, трагических. Переживания Анны (Мария Жежела), потеря мужа и отца, арест и казнь Саши (Максим Варламов), взросление Володи… Нехитрые секреты воспитания детей раскроет Мария Александровна (Елена Шубенкина), которой придется показать родным пример стойкости.
Пожалуй, этот спектакль ничего нового не расскажет зрителю, особенно старшего поколения, хорошо знакомого с книгами Мариэтты Шагинян и других биографов Ленина. Не стоит ждать сенсационных и сомнительных откровений, так популярных в 1990-е годы. Автор сценария — заведующий литературной частью драмтеатра Кира Бюрова, режиссёр – директор драмтеатра Наталья Никонорова – и артисты отнеслись к знаменитой на весь мир личности Ленина и его родным со всем уважением. Более того, на глазах зрителя идеализированная в книгах семья предстает куда более живой, не чуждой ошибкам и разочарованиям, а в дни ареста и казни Саши – отверженной, одинокой в родном городе.
– Кира, какими источниками вы пользовались при написании сценария?
– Цель – показать историю с открытым финалом, рассказать не столько о революции, сколько о семье, о зерне, которое родители вкладывают в ребенка с самыми благими намерениями, – рассказывает Кира Бюрова. – Настроение, атмосферу задали знаменитые повести Зои Воскресенской и Мариэтты Шагинян. Интересным чтением оказалась книга Льва Данилкина «Пантократор солнечных пылинок», выпущенная в этом году. Речь героям дали мемуары о жизни семьи Ульяновых в Симбирске, в первую очередь – воспоминания сестер Ленина. Персонажи цитируют их, а также строки из трудов своих литературных кумиров: Писарева, Герцена, Чернышевского.
– Позволили себе немного пофантазировать?
– Конечно, некоторая доля художественного вымысла в спектакле есть, но он возникал не от желания пофантазировать. Мало достоверного факта, нужно облечь этот факт в реплики, в реакции персонажей, сложить разрозненные воспоминания реальных прототипов в логически выстроенную историю, провести персонажа от первой до последней сцены. Мы все знаем, что должно произойти в семье Ульяновых: смерть отца, казнь брата, отъезд из Симбирска. Как именно это произойдет – ответственность пишущего: в частную жизнь публичного человека вторгаются бесцеремонно, с чувством «имею право!» говорить про Владимира Ленина – исторического деятеля, вокруг которого сложилась особая мифология. Отчасти поэтому зрителям предлагают стать не отстраненными наблюдателями, а гостями Ульяновых – и в некотором роде соблюдать принятые нормы этикета, вежливую дистанцию при вхождении в мир семьи. Все, что они видят в доме, – «парадная» сторона жизни героев. Даже тихие, лиричные сцены, в которых зрители не взаимодействуют с артистами и как будто не присутствуют при происходящем, – рассказывают о том, что сами Ульяновы могли бы поведать близким друзьям. Никаких стыдных тайн, срывания покровов. Это история о достойной, интеллигентной семье с талантливыми детьми. О том, что все мы вырастаем из детской невинности, из простодушных порывов юности.
– Как постановочной группе удалось уговорить сотрудников музея, так сказать, вступить в контакт с экспонатами? Играющие и бегающие дети в Доме-музея Ленина – это практически нонсенс.
– С первых встреч и директор Ленинского мемориала Лидия Ларина, и директор Дома-музея Ленина Татьяна Брыляева отнеслись к проекту максимально доброжелательно и открыто. Конечно, актерам приходится взаимодействовать с предметами обстановки, но мы постарались минимизировать эти контакты, потому что понимаем: ни один спектакль, ни одна самая изобретательная экскурсия не оправдает потерю ценного экспоната. В спектакле заняты дети наших актеров: Маша Верягина играет Маняшу, Петр Храбсков – младшего брата Митю. Они, что называется, с молоком матери впитали уважение к реквизиту, костюмам, декорациям, к труду, который в них вкладывают работники цехов. Поэтому, несмотря на беготню, игры и смех, дети не крушат все вокруг – как это делал, кстати, сам Владимир Ильич в детстве, устраивая шумные гонки в доме, во время которых бились вазы, валились стулья, летали калоши, а сам виновник погрома затем сидел в папином клеенчатом кресле, отбывая наказание.
Анна Школьная