Ульяновск сегодня
16 Февраля 2018
Заслуженный артист России Михаил Петров отметил на сцене свой 60-й день рождения ролью, о которой мечтал с молодых лет.
10 и 11 февраля в Ульяновском драматическом театре давали «Сирано де Бержерака» по пьесе Эдмона Ростана в постановке режиссера из Санкт-Петербурга Искандэра Сакаева.
Дарование юбиляра на премьере в главной роли Поэта раскрылось в полной мере. Актер выдал со сцены сгусток мастерства, наработанного за 40 лет. Он «нерв» спектакля — динамичного, наполненного страстью и любовью, иронией и страданием, со словесными поединками и поединками на шпагах, притяжениями душ, громом битв со звоном пик и выстрелами мушкетов.
Парижский Поэт и дуэлянт Сирано де Бержерак в исполнении Михаила Петрова груб внешне, но нежен душой и утончен умом. Это романтик, готовый жертвовать своим счастьем ради счастья Роксаны (артистка Юлия Ильина), в которую безнадежно влюблен, но боится в этом признаться из-за большого носа, который, как ему кажется, уродует его и может оттолкнуть от него объект преклонения. Ох уж эта вечная борьба между формой и содержанием! И зритель становится свидетелем, как раз за разом рушатся надежды Сирано на взаимную любовь, сострадая и сопереживая ему.
Как и на поле боя с противником, герой артиста отчаянно бьется с обстоятельствами жизни. Петров играет само мужество и благородство. Шпага и острый язык его Сирано всегда к услугам, даже если это грозит ему гибелью. А смерть — та «нехорошая» традиция, которая, увы, за веком век преследует поэтов еще в молодом возрасте.
В спектакле сложился прекрасный актерский ансамбль. Особенно хороши главные лица. Любительница красноречия, обольстительная Роксана Юлии Ильиной, хотя и умна, но, увлеченная внешней красотой молодого гвардейца Кристиана (артист Алексей Гущин), не разглядела истинной сути Поэта, спрятанной за маской с уродливым носом. И такой горечью полна последняя встреча Роксаны с умирающим Сирано, когда ее наконец осеняет, кто же истинный автор тех поэтических посланий, которые она получала от Кристиана…
Невольной игрушкой в руках Роксаны и Сирано оказывается простоватый, лишенный дара красиво играть словами Кристиан. Он лишь транслирует мысли и чувства Поэта к Роксане, ставя свою подпись под письмами к ней, написанными Сирано, но покончить с этим у него нет сил. Алексей Гущин показывает, как его персонаж начинает тяготиться своим раздвоением, и признание уже зреет в нем. Но — война, смерть, и тайна унесена в могилу…
Стоит отметить сценографию и костюмы постановки. Галантный ХVII век, в котором происходят события пьесы Ростана, представлен без свойственных ему «излишеств». На черном бархатном фоне сцены выразительны цветные «всполохи» костюмов аристократов, в меру украшенных рюшами и воланами. Но аскетичны военные мундиры гвардейцев. Из реквизита — простые стулья и длинный стол. Последний легко превращается в оборонительный бастион. Листы железа на заднике сцены, с отверстиями от шпаг, могут стать подобием звездного неба и создать шумовой фон битвы. Эффектно пластическое решение спектакля. Любители экшен точно получат удовольствие и от батальных сцен, и от дуэлей на шпагах.
Режиссеру удалось гармонично соединить в единое целое все компоненты постановки, которую стоит посмотреть, и не один раз!
Впрочем, необходимо вернуться к юбиляру и сказать, что Михаил Петров — из «птенцов» «гнезда» режиссера Юрия Копылова, который более двух десятков лет в конце ХХ — начале ХХ! столетия возглавлял драм-театр в Ульяновске. Именно этот Мастер, по признанию самого Петрова, сделал из него актера.
Выпускник Казанского театрального училища, он приехал по распределению в наш город с женой Фаридой Каримовой, тоже актрисой, в 1981 году. Оба оказались преданы Ульяновскому драмтеатру. Юрий Копылов оценил талант молодого артиста и его умение играть героические и острохарактерные роли.
Давние поклонники Петрова помнят его в копыловской «шекспириаде»: Орсино из «Двенадцатой ночи», Клавдио в «Мере за меру», Горацио в «Гамлете». Был он и доктором Львовым в «Иванове», и Соленым в «Трех сестрах», поставленных по пьесам А.П. Чехова, и Клеантом в «Тартюфе» Ж.-Б. Мольера.
Ярко представлен артист и в современном репертуаре театра. А в спектаклях Искандэра Сакаева, которые идут на сцене Ульяновского драмтеатра, он играет Брата Лоренцо в трагедии «Ромео и Джульетта» по У. Шекспиру и доктора Дорна в чеховской «Чайке».
В день премьеры спектакля «Сирано де Бержерак» Губернатор Сергей Морозов вручил Петрову медаль Почета за большой вклад в развитие театрального искусства в Ульяновской области, высокое профессиональное мастерство и многолетнюю плодотворную творческую деятельность. Поздравляем!