Народная газета
31 Марта 2018
Сама себе завидую. Четвертый год я заседаю в жюри фестиваля театров Ульяновской области «Лицедей», хотя и раньше с удовольствием становилась фестивальным зрителем. Но члены жюри все-таки более дотошны и придирчивы. И более открыты для экспериментов и преображения классики.
На фестивале всего за несколько дней вы «нарисуете» для себя всю нашу театральную палитру. Вас удивят юные театры, поразят театры давно знакомые, доставят истинное наслаждение театры солидные. Все эти эмоции я испытала на «Лицедее-2018». Поделюсь некоторыми впечатлениями.
Что такое хороший спектакль? Это когда проходят дни, а он не уходит из твоих мыслей. Ты прокручиваешь в памяти мизан-сцены и слова, снова и снова вспоминаешь актерские жесты и взгляды. И в какой-то момент осознаешь, что задумываешься о собственной жизни, поступках и пережитых чувствах. Значит, зацепило. Значит, разбередило. Значит, попало в точку - в душу.
А если к тому же спектакль доставляет истинное эстетическое удовольствие, потому что в нем необычные костюмы и сценография, режиссерские придумки, актерская раскрепощенность и яркие актерские краски, тогда спектакль становится частью вашей духовной жизни. И театральным событием, конечно.
Все это в полной мере можно отнести к спектаклю Ульяновского драматического театра «Чайка». Чехов глазами режиссера Искандэра Сакаева оказался неожиданным и лучшим вариантом чеховской пьесы из виденных мною в разных театрах. Несмотря не непривычную форму, я все понимаю про любимых чеховских героев. И нелюбимых тоже. Ведь Нина Заречная несчастна, потому что бездарна, ведь что ее безумная, иссушающая, необъяснимая любовь отняла все силы…
- Кто-то может не принять этот спектакль, но сказать, что это не талантливо поставлено, просто невозможно, - поделился своими впечатлениями председатель жюри «Лицедея-2018» заслуженный артист России Юрий Григорьев. - У меня очень мощное впечатление. Великолепное режиссерское решение, которое от начала и до конца очень точно реализуется, ни одна деталь не выбивается из него. Очень интересные режиссерские находки, но при этом они не самоцель, не форма ради формы - все работает на чеховский сюжет. Не я в этой постановке, а Чехов в моем восприятии в этой постановке. Никакого ухода от Чехова. Во всем есть смысл, у меня ни разу не возникло ощущение - зачем это? Актеры, в том числе и играющие роли второго плана, - потрясающие ребята. И в этом, конечно, огромная заслуга режиссера. Они знают, зачем присутствуют и что делают в каждый момент для общего замысла.
Приятно удивил на этом фестивале Ульяновский молодежный театр.
Недавно они получили свой дом - здание кинотеатра «Художественный». Пока еще многое там не приспособлено для теат-ральных постановок, но этого не замечаешь, если увлекает увиденное. А показанный на фестивале спектакль «Ковчег уходит ровно в восемь» Ульриха Хуба в постановке Максима Варламова (кстати, актера драмтеатра) действительно увлек. В зале - подростки. Казалось бы, пьеса поднимает очень серьезную тему взаимоотношений с Богом. Но все серьезные вопросы очень легко вплетены в сюжет, весело и с чувством меры обыграны забавные ситуации, разными и уморительными получились Пингвины у Александра Курзина, Данилы Мельникова и Александры Дыдыкиной, неподражаемо активна Голубка Дарьи Долматовой, и в итоге зритель задумается, можно ли договориться с Богом? Можно ли прожить без настоящих друзей? Что такое хорошо и что такое плохо? Театр нашел очень верную интонацию в разговоре с юным зрителем. Они были взаимно интересны друг другу. А это самое главное.
Я уже писала на страницах «НГ» о спектаклях «Про Федота стрельца, удалого молодца» Ульяновского театра кукол и «Ваня Датский» театра-студии «Enfant-Terrible». Они такие разнополярные - и по эстетике, и по актерскому исполнению, и по посылу к зрителям, и по режиссерской концепции современного театра. Замечу только, что первый - для веселых эмоций, смешливого настроения. Второй - добрый и светлый, пронзительно, до слез задевает душу, касаясь самых тонких материй и вечных истин, заставляет задуматься, как важно не терять то, что тебе дорого, и тех, кого ты любишь.
И немного о «Нежности» - спектакле антрепризы Ольги Новицкой. Ей - актрисе Ульяновской драмы - давно стало тесно в актерских рамках. Она ставит уже не первый спектакль, и «Нежность» - самый камерный, самый трепетный и тонкий. Три новеллы по произведениям Александра Володина, Габриэля Гарсиа Маркеса и Анри Барбюса в исполнении Марии Жежела, Анастасии Кизяковой и Ольги Новицкой объединяет любовь. Актрисы обнажают, бесстрашно распахивают перед нами душу женщины, которая умирает от любви, которая умирает без любви. И в этих женских исповедях столько счастья, боли и столько беспредельной нежности…
Приходите в театр. Переживайте, чувствуйте, плачьте, радуйтесь.
Татьяна АЛЬФОНСКАЯ