Народная газета
05 Мая 2018
Даже если в городе нет театра оперы, все равно поклонников этого жанра немало, и редкие гастроли оперных коллективов собирают аншлаги в залах. И, конечно, не стал исключением приезд в Ульяновск знаменитого Московского государственного академического камерного музыкального театра имени Б.А. Покровского.
Этот театр был создан в 1972-м Борисом Александровичем Покровским - великим оперным режиссером, народным артистом СССР, лауреатом Ленинской, четырех Сталинских и двух Государственных премий России. С первых же дней театр стал подлинной и на многие годы единственной в стране лабораторией современной оперы и одновременно первооткрывателем отечественных и оперных раритетов. Покровский бессменно руководил коллективом до 2009 года, поставил здесь 75 произведений, в том числе такие шедевры, как древнейшая русская опера XVII века «Ростовское действо», одна из первых итальянских опер XVI века «Эвридика» Якопо Пери, «Похождения повесы» Стравинского, «Нос» Шостаковича, «Жизнь с идиотом» Шнитке и, конечно, «Дон Жуан, или Наказанный развратник» Моцарта.
Именно творение Вольфганга Амадея Моцарта о похождениях легендарного севильского обольстителя Дон Жуана, которое не раз удостаивалось почетного титула «оперы опер», Камерный театр показал на сцене ульяновской драмы в рамках федерального проекта Министерства культуры РФ «Большие гастроли», созданного по инициативе президента РФ.
- Проект реализуется Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ с 2014 года и состоит из четырех основных направлений: федеральная, зарубежная, межрегиональная программы и «Большие гастроли» для детей и молодежи, - рассказал заместитель генерального директора федерального центра Владимир Черкасов. - 2017 год стал для программы «Большие гастроли» рекордным - 237 театров показали более 1 700 спектаклей в 83 регионах России. Ульяновская область ежегодно принимает участие в этом проекте. Заявок поступает очень много. Благодаря министерству искусства и культурной политики Ульяновской области и вашему театральному сообществу регион входит в десятку наиболее инициативных субъектов современной театральной России.
Ульяновская область вошла в маршрут гастролей Московского государственного камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского по городам Поволжья. И ульяновские зрители увидели жемчужину репертура - «Дон Жуана».
- Борис Александрович еще при жизни много раз переделывал этот спектакль, - рассказал режиссер обновленной версии спектакля Валерий Федоренко. - Сначала он поставил его на русском языке. Потом перед зарубежными гастролями возникла необходимость исполнить спектакль на языке оригинала - на итальянском, и это повлекло некоторые изменения в мизансценах. Кстати, в Милане зрители не поверили, что наши артисты не знают итальянского языка. Потом «Дон Жуан» шел на итальянском и в России. И для нас было важно, чтобы зрители, не знающие этого языка, выходили со спектакля в восторге, поняв все! И понимают! Чуть ли не дословно рассказывают все, что увидели на сцене.
- Спектакль все-таки нуждается в обновлении?
- «Дон Жуан», поставленный тридцать лет назад, никогда не снимался из репертуара. Идет постоянно, потому приходится вводить много новых артистов. Несомненно, каждый из них привносит свою энергетику, свое понимание происходящего, и нам приходится вносить некоторые изменения. Было бы неправильно говорить, что это обновленная версия. Этот спектакль живет по своим законам, иногда даже нам неведомым. Он жив, и слава богу.
- В чем отличие вашего театра от классических оперных коллективов?
- Специфика нашего театра такова, что артисты не просто выходят на сцену, стоят и поют по полчаса. Они стоят не больше десятка секунд. Спектакль наполнен движением. Артисты настолько поглощены тем, что должно случиться с героями в данный момент, что ни о каком «просто пении» не может быть и речи. Надо, чтобы зрители приходили не слушать оперу, а смотреть ее. Ведь люди знают содержание. Им интересно наблюдать, не что произойдет, а как произойдет. Им интересно чувствовать себя телепатами, угадывать мысль персонажей.
- Это действительно веселая драма, как обозначено на афише?
- Заметили, там еще написано «или Наказанный развратник»? Может, это и весело… Все понимают, что Дон Жуан - негодяй, подонок и сволочь, но такой симпатичный. Борис Александрович хотел увести как можно дальше от такого шаблонного отношения, хотел показать, что любые нехорошие поступки приводят к неизбежному наказанию.
…«Когда меня спрашивают, в чем разница между характерами героев оперы и современными людьми, я отвечаю: никакой! - говорил Борис Покровский. - Ибо мы в этих образах непременно видим самих себя, наше общество, наше окружение. Мы видим вечные противоречия мира и проблемы человека, его развития, взаимоотношений - общественных и личных. Вот почему эта опера будет тогда интересна, когда зрители, которые придут к нам, войдут в эту жизнь, как будто они живут вместе с нами».
P.S. Кстати, первой женой Бориса Покровского была внучка чувашского просветителя Ивана Яковлевича Яковлева Анна Алексеевна Некрасова, а правнучка - дочь режиссера, народная артистка РФ Алла Борисовна Покровская. Соответственно, известный актер Михаил Ефремов - внук Бориса Александровича
Анна ГРИГОРЬЕВА