Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ИЛЛЮЗИЯ?

Народная газета
29 Августа 2018
Вы видели спектакли «Кабала святош», «Оскар и Розовая дама», «Капитанская дочка»? Они идут на сцене Ульяновского драматического театра, и объединяет их имя режиссера Олега Липовецкого. Если видели, значит, наверняка захотите посмотреть его новую работу.



233-й театральный сезон в Ульяновской драме открыла премьера спектакля «Ревизор» по пьесе Николая Гоголя. Накануне открытия мы поговорили с Олегом Липовецким о сотрудничестве с нашим театром и о новом спектакле.

- Четвертый спектакль я выпускаю на этой сцене, - говорит режиссер. - Прекрасно, что Ульяновский театр развивается, не стоит на месте, не боится новых задач. Понятно, что у каждого режиссера есть свой стиль и свой почерк. Приятно, что если ты ставишь четыре спектакля и тебя зовут, значит, зритель принимает твой стиль. Но хочется всегда приносить новые мысли, новые решения, новые находки, и я рад, что ульяновский театр этого не боится, всегда идет ва-банк в хорошем смысле этого слова. Кто не рискует, как говорится, тот не пьет шампанского. Риск в этом театре всегда оправдан.

- Чем рискует театр, взявшись за «Ревизора»?

- «Ревизор» - это прекрасный текст, это шедевр, это именно та пьеса, которая устраивает и театр, и меня как режиссера. Текста я не менял. Где-то подсократил только. Гоголь - автор гениальный, острый. Классика хороша тем, что она актуальна всегда. Современные чиновники едва ли сильно отличаются от тех, что были во времена Гоголя. Как они служили Государю - примерно так они сейчас служат народу. И проблемы, о которых он писал, никуда не ушли, они с нами идут по жизни, звучат то громче, то тише. Мне кажется, что сейчас они звучат громче.

- О чем хочется сказать погромче?

- Художник всегда говорит о том времени, в котором живет. И мы в «Ревизоре» говорим о том времени, в котором живем. Нам хотелось сделать не только сатиру, которая, конечно, заложена в этом произведении, но и исследовать вопрос взаимоотношений культуры, классики и сегодняшнего дня. Той классики и культуры, что сегодня часто служит внешней обложкой внутреннему бескультурью, которое сегодня существует в нашей жизни. Наш спектакль и об этом тоже. Я уже говорил о том, что сегодня многие используют «великие традиции культуры» для камуфлирования собственных целей и отсутствия культуры. А шум созидания, который мы слышим, и «позитивные движения» - это не более чем иллюзия, создаваемая фокусниками. Мы живем в реальности, которой правят иллюзионисты. Иллюзия оказывается сильнее реальности. Ведь ревизора - нет. Ревизор - это страх, который живет в каждом из нас и сегодня.

- Вы работаете с нашей труппой не в первый раз. Без труда нашли актера на сложнейшую роль Хлестакова?

- Для меня в любом спектакле все роли важные, нет основных и неосновных. Я хорошо отношусь к Александру Курзину, он играл у меня в «Капитанской дочке» и «Оскаре и Розовой даме». Я увидел актера, который потенциально может сыграть Хлестакова, стал с ним дальше работать, увидел, как он растет, зреет, как набрал силу и готов это сделать. Когда в труппе есть ревизор - тогда можно ставить «Ревизора». И когда эта пьеса прекрасно раскладывается на актеров театра, то это очень хорошая труппа.

- Городничий в вашем спектакле непривычно молод, его роль играет Николай Авдеев…

- Если бы я ставил этот спектакль 30 - 40 лет назад, то он был бы в летах. Но если мы посмотрим на тех, кто нами руководит, то увидим молодых, энергичных, предприимчивых, амбициозных людей, Что толку делать городничего престарелым пенсионером? Ведь это спектакль о сегодняшнем дне, потому городничий - молодой и перспективный.

- Считается, что кульминацией в «Ревизоре» становится финальная сцена…

- Мне кажется, одна из находок нашего спектакля - именно финальная сцена. Самое интересное происходит с единственным персонажем, который уходит из нашего спектакля, который не принимает участия в том, что происходит. Куда он уйдет? На него вся моя надежда. «Ревизор» на самом деле достаточно страшное произведение. Думаю, что у меня больше просвета в спектакле, чем у Гоголя. Надеюсь, что будущее поколение что-то изменит в нашем мире или построит свой - основанный на правде, а не на лжи, на созидании, а не на страхе, на любви, а не на стяжательстве. Ведь без надежды и веры жить невозможно.

Кстати, в следующем году Россия отметит 210-летие со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. Новый спектакль Олега Липовецкого - хороший повод в преддверии даты снова попасть под очарование самого мистического классика русской литературы.



Татьяна ФОМИНА