Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

КАК "ПРЕКРАСЕН" ЭТОТ МИР

Петербургский театральный журнал
30 Августа 2018
«Ревизор». Н. В. Гоголь.
Ульяновский драматический театр имени И. А. Гончарова.
Режиссер Олег Липовецкий (Петрозаводск), художник Яков Каждан (Москва).

Главный обман ульяновского «Ревизора» в том, что это совсем не комедия, как написано в программке. Хотя публика смеется. Над кем? Как и завещал Гоголь, смеется над собой, после третьего звонка перевоплотившись в некий собирательный образ жителя города N. Спектакль начинается при закрытом занавесе. На авансцене офисные клерки суетливо уничтожают документы, а должностные лица носятся по залу, обсуждая приезд чиновника из Петербурга. На словах «ревизор», «грех» их «догоняет» разряд электрического тока, и все бьются в конвульсиях. Это продолжается довольно долго, зрителя намеренно загоняют в некомфортное состояние, когда он ловит устремленный на него взгляд и должен ответить вынырнувшему из панического водоворота актеру. Нарастает ощущение, что тут все друг друга знают, и присутствующих, хочешь ты того или нет, связывает нечто большее.

Наконец-то поднявшийся занавес открывает строительные леса, закрывшие все зеркало сцены. Это и гостиница, в которой живет Хлестаков, и баня, и библиотека, и дом самого городничего. Гениальность сценографии в том, что, совершенно не трансформируясь, она способна транслировать важные смыслы. Все действие происходит на этих сооружениях, которые опасно трясутся, когда по ним передвигаются актеры. Рухнут? Конечно, нет. Это крепкая конструкция — временная по определению, но постоянная по своей сути. Вечная стройка счастливого будущего. Несокрушимый символ бурной деятельности. Этот скелет периодически обрастает кожей в виде баннера с напечатанным на нем фасадом библиотеки имени Н. В. Гоголя или дома городничего. На торжественном открытии заведения, конечно же, натягивается красная лента, которую предстоит перерезать Хлестакову. Царит душная атмосфера показного гостеприимства, взрывает которую торжественная мелодия, звучащая едва ли не на каждом ульяновском мероприятии с участием первых лиц области. Над кем смеетесь?

Сцена передачи взяток происходит на тех же лесах — теперь это баня. Чиновники, словно по муравьиной тропе, один за другим идут к самозванцу с пачками купюр, заранее накинув на себя простыни, завязанные на манер римских тог. Тот благосклонно принимает «в долг» и восторженно запихивает деньги в трусы, козыряя растущим на глазах достоинством. Банная сцена присутствует в одноименном спектакле у Дениса Хусниярова в Русском драматическом театре «Мастеровые» (Набережные Челны). И этот, на первый взгляд, повтор можно очень по-человечески оправдать: ну кому из нас хоть раз не хотелось послать чиновников в баню? Жаль упускать подобную возможность.

«Подайте шляпу!» — требует городничий, и ему подают строительную каску. Она, безусловно, уместна, когда градоначальник под песню Тухманова «Как прекрасен этот мир, посмотри» с гордостью водит «проверяющего» по стройке. А еще пластмассовый головной убор словно демонстрирует неприкосновенность владельца: ему ничего не будет, он в каске.

Как и положено, к приехавшему большому человеку пытаются прорваться простые граждане, не нашедшие понимания у местного начальства. Ведь неискоренима же вера в царя-батюшку! Так и жена унтер-офицера (Ольга Новицкая), и Февронья Петровна Пошлепкина (Дарья Долматова), вооружившись картонными плакатами — надписи на них призывают отправить кое-кого в Сибирь, — из зрительного зала с наивной горячностью рассказывают о своих нелепых бедах. Публика тоже в деле: пятна картона в партере превращают ее в митингующую толпу, в которую стремительно врываются несколько полицейских. Благодетель, с нечеловеческим достоинством выслушав дам, мгновенно преображается в первое лицо государства и со знакомыми каждому интонациями обещает разрешить все проблемы.

Актерские работы предсказуемо-карикатурны, отчего плосковаты, но хочется верить, что со временем спектакль наберет исполнительскую мощь. Хлестаков (Александр Курзин) маленький, верткий, прыгучий. Городничий (Николай Авдеев) по-медвежьи тяжел и грозен. Жена его Анна Андреевна (Юлия Ильина) нарочито инстаграммна. Остальные чиновники в меру суетливы, глуповаты. Из их значительной гвардии нашел своего персонажа, пожалуй, лишь Максим Копылов — Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ — ссутулившийся и трясущийся очкарик ломает привычное амплуа актера. Из этих однообразных шаржей визуально выбивается Марья Антоновна (Надежда Иванова). Девушка в образе гота тянет слова и вяло сопротивляется общему злу. Совершенно очевидно, что она из другого теста. Однако вплоть до сцены разоблачения «жениха» ее протест «на совести» исключительно костюма и грима. А ближе к финалу кажется, что спектакль мог бы быть про дочь городничего, про молодую поросль, что не хочет жить в этом цирке. В суетливом, лицемерном и стяжательном мире вдруг возникает живой человек, съежившийся на пороге пропавшего в темноте отчего дома. Несмотря на громкую музыку из наушников Марьи Антоновны, это самая тихая и, на мой взгляд, важная сцена спектакля. Маша сбегает. Не в зал, откуда она пришла, как и другие герои, и где сидят жители города N. А в черноту сцены, куда вдруг захотелось выскочить вслед за ней, перестав быть персонажем современно звучащей, но совсем не современной пьесы. Текст, которому без малого два века, очень органично лег на декорации, костюмы и общий контекст нашего времени. И гоголевская ирония не выглядит формальной, устаревшей или абсурдной. «Ревизор» Липовецкого странным образом трансформировал пространство, поймав сегодняшнюю реальность в сачок спектакля. Есть ощущение, что, выйдя из дверей театра, ты продолжаешь участвовать в иммерсивной постановке, финал которой непредсказуем.

Олеся Кренская