Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Аплодисменты, аплодисменты, или Что творческому человеку для счастья надо

Народная газета
24 Ноября 2019
Рискну предположить - благодарность и любовь зрителей. Актеры, музыканты, художники испытывают озарения, муки и сомнения в надежде быть понятыми и принятыми нами, зрителями. И что может быть слаще, когда в твой адрес звучат аплодисменты…

Люди творческие скажут вам, что публика из разных городов хоть немного, но отличается друг от друга. Самый любимый зритель, конечно, свой, «из родных краев». Но как же важно, чтобы тебя оценила незнакомая публика, и как дороги овации, которые она подарила. Вот лишь несколько эпизодов на тему «из гастрольных странствий возвратясь».

Время пролетело незаметно

Уже 16 лет в Московской государственной академической филармонии существует замечательный творческий проект «Всероссийские филармонические сезоны». Его задача - возрождение активной концертной деятельности на всей территории страны, благодаря которой культурные ценности становятся доступными для жителей больших и малых городов. Стать участником этой программы весьма почетно для музыкальных коллективов. Одним из них стал Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» под управлением художественного руководителя и главного дирижера Ильи Дербилова.

В гастрольном туре по программе «Всероссийские филармонические сезоны» наш оркестр выступил в Рязани, в Нижнем Новгороде и в Москве - на одной из главных площадок страны - на сцене Концертного зала имени П.И. Чайковского. «Ульяновский оркестр собрал сегодня вечером на легендарной московской сцене полный зал. От всего сердца благодарю Московскую государственную академическую филармонию за приглашение, радушие и гостеприимство»,- сказал губернатор Сергей Морозов.

Немного истории. Ульяновский симфонический оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера, заслуженного артиста РСФСР Эдуарда Серова впервые выступил перед столичной публикой в 1970 году в Большом зале Московской консерватории, а в Концертном зале имени П.И. Чайковского - в 1986 году. Так что новая встреча в этом зале со столичной публикой состоялась через тридцать с лишним лет. Конечно, музыканты испытывали особое волнение. Но успех очевиден!

В концертной программе звучала музыка Петра Чайковского: полонез из оперы «Евгений Онегин», «Пять пьес для скрипки с оркестром», которые вместе с коллективом сыграл замечательный скрипач, заслуженный артист России Никита Борисоглебский, «Четвертая симфония», а на бис - фрагмент Торжественной увертюры «1812 год». Как сказал накануне концерта Илья Дербилов: «Это выступление - достойное возвращение ульяновского коллектива на большую всероссийскую сцену. Очень приятно, что наша деятельность по достоинству оценена московскими коллегами и мы включены в абонемент Московской филармонии и в программу «Всероссийские филармонические сезоны» Министерства культуры РФ. Надеюсь, что наше выступление понравится и неискушенным слушателям, и меломанам».

Напророчил - понравилось! «Я услышала Ульяновский симфонический оркестр впервые, от него остались очень приятные впечатления, - поделилась впечатлениями зрительница Елизавета Плуцкова. - Время пролетело незаметно, я в восторге от выступления ульяновцев». Полный зрительный зал и бурные продолжительные аплодисменты музыкантам по окончании, цветы, исполнение на бис говорят о признании оркестра и завоевании симпатий московской публики.

Мейерхольду бы понравилось!

Самый гастрольный ульяновский коллектив, конечно, драматический театр имени И.А. Гончарова. Потому что в разных городах и странах наслышаны о наших спектаклях, ждут и хотят увидеть ульяновских актеров. Только за последний месяц наш драматический театр побывал в Республике Кипр, в Израиле и на Международном театральном фестивале «Маскерадъ» в Пензе.

Осенний гастрольный марафон открыла поездка на Кипр, где театр принял участие в масштабном культурном событии - Российских театральных сезонах на Кипре. На сценах Российского центра науки и культуры в Никосии и Муниципального театра Ларнаки ульяновские актеры представили «Бедную Лизу» по повести Н.М. Карамзина и интерактивный спектакль для детей «Азбука хорошего поведения».

- Сотрудничество театра с Российскими центрами науки и культуры в Европе продолжается уже пять лет, - рассказала директор театра, заслуженный работник культуры России Наталья Никонорова. - Русскоязычная публика, которая проживает за пределами страны, всегда дарит нам теплый прием: для них встреча с русским театром - это восстановленная связь с родной культурой. Но на Кипре нас ждал творческий вызов. Спектакли Ульяновского драматического театра шли с греческими субтитрами. Многие местные зрители впервые открыли для себя имя русского классика, знаменитого симбирянина Николая Михайловича Карамзина. Тонкая работа режиссера Сергея Морозова и талант молодых актеров преодолели языковой и культурный барьер, спектакль «Бедная Лиза» имел успех.

В ежегодном фестивале «Театральный дивертисмент» в Израиле Ульяновский драмтеатр участвует с 2011 года. На сей раз на сценах крупнейших израильских городов Ашкелон, Ашдод и Ришон-ле-Цион было сыграно девять спектаклей. В Год театра выбор пал на иронический детектив «Ножницы» по пьесе Пауля Портнера в постановке Владимира Золотаря. В последний день израильских гастролей день рождения отметила заслуженная артистка России Елена Шубенкина. Настоящим подарком имениннице стало посещение Иерусалима.

В октябре продолжил свое шествие по фестивальным сценам спектакль «Ревизор». Провокационная комедия по классическому тексту Николая Гоголя в постановке Олега Липовецкого получает самые разнообразные оценки экспертов. Если жюри фестиваля «Волга театральная» в Самаре отметило работу художника Якова Каждана, то их пензенские коллеги на фестивале «Маскерадъ», посвященном 145-летию Всеволода Мейерхольда, сосредоточились на выразительности актерского существования. В фестивальную афишу вошли названия, над которыми когда-то работал мастер театрального гротеска. Номинации также были придуманы в духе Мейер­хольда: к примеру, «За талантливый диссонанс в медитационном спектакле» или «Самый биомеханический спектакль».

«Ревизор» 1926 года считается одним из самых значительных спектаклей Всеволода Мейерхольда. Трактовка Олега Липовецкого, на первый взгляд, типичное осовременивание классики. Но за переодеванием гоголевских чиновников в духе офисного дресс-кода стоит безусловное внимание и уважение к авторскому тексту.

Ульяновский драмтеатр получил «Серебряную маску» за «Самый интерактивный спектакль», а исполнителя роли Хлестакова Александра Курзина наградили в номинации «Психологическая эксцентрика».

Позицию постановщиков высоко оценило жюри фестиваля «Маскерадъ», в состав которого вошли легендарные театроведы и критики. «Очень хочется выступить от имени Всеволода Эмильевича Мейерхольда и сказать: «Мейерхольду бы понравилось!», хотя я и считаю, что не имею на это права. Во всяком случае, думаю, он оценил бы смелость и неожиданность решения», - сказала член жюри Валентина Федорова.

В Москву и в гости к Шолохову

Не засиживаются дома и ульяновские музеи. На днях Ульяновский областной краеведческий музей и Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова договорились о реализации совместных проектов. Соглашение о сотрудничестве подписано во время общего собрания Союза музеев России на VIII Санкт-Петербургском международном культурном форуме.

В фондах музея-заповедника М.А. Шолохова в станице Вешенской хранится более 70 000 предметов, в том числе рукописи и другие материалы по жизни и творчеству писателя и культуре донского края. Самое ценное в нем - автографы писателя, его переписка.

Первым проектом, который будет реализован в ходе договоренностей, станет передвижная выставка «И.А. Гончаров и Симбирск» в Государственном музее-заповеднике М.А. Шолохова с подлинными экспонатами из фондов Ульяновского краеведческого музея.

Ульяновские зрители - дети и взрослые, - приходя в Ульяновский театр кукол имени В.М. Леонтьевой, с удовольствием посещают театральный музей. В ноябре в Москве, в «Новом Манеже», прошла крупнейшая выставка ТЕАТР.RUS, приуроченная к 125-летию основания Театрального музея им. А.А. Бахрушина. Участие в выставке приняла малая коллекция 1947 года музея Ульяновского театра кукол.

Чуть раньше в Республике Дагестан прошел VII Всероссийский семинар «Театральный музей в пространстве современной культуры». Ульяновский театр кукол презентовал на нем уникальную коллекцию деревянных механических кукол 1905 года гениального механика- самородка, крестьянина Алексея Морозова. Всего в коллекции 62 движущиеся куклы - полноценная картина жизни и быта современников Морозова. Кстати, куклы уже бывали в столице: в 1923 году, когда в Москве заработала Выставка достижений народного хозяйства, организаторы пригласили Морозова с его театром «Ожившее дерево» на открытие, а потом ему были вручены диплом и медаль ВДНХ.

Вернемся в наши дни. Представленная на семинаре коллекция вызвала большой интерес и восторг у профессионального сообщества. Затем морозовские куклы покорили участников Международного музейно-театрального форума «Мировое театральное наследие: сохранение и репрезентация в музейном пространстве», проходившего в Москве. Закрепить этот успех представители музея им. А.А. Бахрушина предложили на выставке ТЕАТР.RUS. Коллекция механических кукол, наше культурное достояние, будет экспонироваться в «Новом Манеже» до 8 января 2020 года.

Что еще добавить? Аплодисменты, аплодисменты!



Ольга САВЕЛЬЕВА