Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Симбирская публика любит театр, или Как отдыхали наши земляки раньше

Народная газета
27 Июля 2019
Ульяновские театры отдыхают, но Год театра продолжается. Чем заполним паузу? Перелистаем замечательные страницы театральной истории. Ведь без прошлого, далекого и недавнего, не было бы настоящего.

«Я пришёл в такое восхищение...»

Первое упоминание о симбирских «благородных действующих лицах» можно найти на рукописи пьесы «Емелька Пугачев», датированной 27 ноября 1774 года. А родоначальником симбирской сцены вполне можно считать Никиту Афанасьевича Бекетова (1729 - 1792). Современники называли его «первым лицедееем симбирской сцены». Будучи сыном симбирского воеводы, дядей поэта-баснописца И.И. Дмитриева, неудавшимся фаворитом императрицы Елизаветы, астраханским генерал-губернатором, он активнейший участник спектаклей Шляхетского корпуса, где с кадетами они отстаивали русские пьесы Сумарокова, противопоставляя их итальянским и французским операм. Его спектакли определили и жизненный путь известного русского актера Федора Волкова.

Вот какие строки написал Волков в послании своему другу и сценическому партнеру Дмитриевскому: «Увидя Никиту Афанасьевича Бекетова в роли Синара, я пришел в такое восхищение, что не знал, где был: на земле или на небесах. Тут родилась во мне мысль завести свой театр в Ярославле».

Освещается керосином

В московском журнале «Артист» в № 4 за 1889 год появилась статья «Дочь французского рынка», подписана так: «Симбирский житель». Вот несколько фрагментов - образчик театральной критики XIX века.

«Симбирск (от нашего корреспондента). Наш зимний каменный театр выстроен в конце 70-х годов М.Ф. Прянишниковым - человеком, идеально любящим искусство и желавшим поставить театральное дело в Симбирске на прочную серьезную почву. Затевалась опера, руководить которой был призван талантливый г-н Кленовский. Но дело не выгорело, пошла одна драма.

Антрепренер г-н Полтораций совсем было уронил дело и отучил публику от театра, выпуская водевильного комика г-на Илькова в роли Макбета, а ни на что не способного артиста г-на Самарина - в роли Отелло. Сезон завершился крахом, но это был последний симбирский антрепренерский крах - с 1883 года артисты, служившие в Симбирске, наверное, не пожалуются на неплатеж жалованья.

В общем, симбирская публика любит театр, ходит на него, несмотря на то что город наш глухой, не торговый, а в настоящее время и не дворянский, как было в старину. Главный контингент публики - чиновники и учащаяся молодежь. Сбор полный - около 900 рублей при нормальных ценах. Театр освещается керосином, но зрительная зала светлая и по-провинциальному недурна. Фойе громадное, но совершенно пустынно»...

Исполнители безукоризненно хороши

Знаете ли вы, что в начале ХХ века в театре существовал так называемый «зимний сезон»? Вот что писал критик Н. Державин: «Симбирск. 1910 год. При переполненном зале состоялось открытие зимнего сезона. Была поставлена пьеса «Три сестры». Исполнители безукоризненно хороши. Постановка блестящая. Я не ошибусь, если скажу, что до сих пор Симбирск не видал ни такой труппы, ни такой режиссуры, ни таких постановок. Сообщаю сейчас только сухие данные о наступившем сезоне 1910 - 1911 гг. Спектакли будут ставиться четыре раза в неделю. Идя навстречу учащимся и малоимущим слоям населения, дирекция обещала давать в течение сезона утренние и общедоступные спектакли по значительно уменьшенным (сравнительно с прежними сезонами) ценам. Репертуар намечен исключительно серьезный».

Еще бы ему не быть серьезным! Автор заметки перечисляет всю труппу. А в ней артисты из всех краев: из Малого Санкт-Петербургского, саратовского, рижского, петербургского Екатерининского, петербургского Нового театров, киевского театра «Соловцев». А заведующим художественной частью и главным режиссером был Александр Таиров, будущий создатель и художественный руководитель знаменитого в первой половине прошлого века столичного Камерного театра.



Когда же выйдет Ленин?

В 70 - 80-х годах ХХ века Ульяновский драматический театр за лето успевал побывать на гастролях в двух-трех городах. Вот лишь две гастрольные истории. В 1983 году театр приехал на гастроли в Киров. У трапа самолета плясали девушки, наряженные под дымковские игрушки. Обком КПСС в полном составе встречал коллектив театра с родины Ленина. И особенно народного артиста РФ Анатолия Устюжанинова. Во-первых, Анатолий Иванович долго работал в Кировском ТЮЗе, во-вторых, в это самое время он снимался в роли Ленина в фильме Сергея Бондарчука «Красные колокола». Только встречали «Владимира Ильича» зря: Сергей Бондарчук актера со съемок не отпустил. И вместо «Защитника Ульянова», объявленного в афише, играли спектакль «Мамаша Кураж» по Брехту. В антракте приглашенные в театр ветераны ставили в тупик ульяновских администраторов вопросами: «Где происходит действие пьесы? И когда же выйдет Владимир Ильич?».

Через месяц после аварии в Чернобыле Ульяновский драмтеатр поехал в Киев. Летом 1986 года это был единственный гастрольный театр в столице Украины. В Киев тогда отказались ехать прославленные коллективы Московского театра оперетты и Ленинградского БДТ. Ульяновцы лишь сократили свой состав до минимума, сделав экстренные вводы в спектакли. Гастроли прошли с большим успехом, за билетами стояли огромные очереди. Часто приходили и актеры киевских театров.

Ульяновские артисты побывали и в «пекле» - на атомной станции в Чернобыле. В программе по культурному обслуживанию атомщиков постоянно участвовала концертная бригада в составе Лии Радиной, Глеба Юченкова и Сергея Кондратенко. А по окончании гастролей на встрече в Совете министров Украины Кларе Шадько и Андрею Троицкому (он блистал в роли Бальзаминова) правительство республики сделало официальное предложение о переходе в труппу Русского драматического театра имени Л. Украинки. Но актеры от заманчивого предложения отказались.

«Была грандиозной комсомолкой»

В советское время каждый театр страны к юбилейным датам (дням рождения Ленина, Октябрьской революции, комсомола и прочая-прочая) непременно ставил спектакль на соответствующую тему. Не был исключением и Ульяновский драматический. Так, к 55-летию со дня рождения ВЛКСМ в 1973 году поставили спектакль по пьесе Михаила Шатрова «Лошадь Пржевальского». О нем - и о том времени - мы вспомнили вместе с народной артисткой России Зоей Самсоновой.

- Это спектакль о том, как комсомольцы в составе боевого и задорного студенческого отряда «Лошадь Пржевальского» покоряли целину, - рассказывает Зоя Михайловна. - Его поставила Вера Андреевна Ефремова. Тогда в театр пришла большая группа молодежи. И спектакль получился молодежный. Он шел с большим успехом, в том числе и на гастролях в Москве, когда месяц мы работали в театре Маяковского при полных залах. Чудные воспоминания, праздник души. У моей героини Оли Банниковой не сложилась история любви. Она потеряла своего любимого. Я была молодая, еще не знала, как это - потерять. У меня долго не получался ее монолог о любви. У меня-то все хорошо. А тут надо играть драматический слом. Вера Андреевна говорила: «Ну влюбись, что ли, в кого-нибудь! Ну нафантазируй!». А я ведь была замужем, уже Денис родился. Ну и тогда я стала фантазировать: вот если бы муж меня бросил, что бы я делала?..

Я никогда не бывала в студенческих отрядах. Но я была грандиозной комсомолкой. В школе с первого захода в комсомоле сразу меня избрали секретарем комсомольской организации класса, потом школы - в общем, всегда была лидером, великой общественницей. В ГИТИСе этим же занималась. Правда, комсомольским секретарем там была ныне известная актриса Нелли Пшенная, а я была ее заместителем. Мы с ней учились на отлично, я получила красный диплом, жили в одной комнате в общежитие, обе очень правильные. Я была сверхответственная, во всех общественных делах - первая, все патриотические вечера и всяческие балы, новогодние и осенние, организовывала. Мне это нравилось. Мне кажется, тогда так многие жили. Жили с верой, надеждой и любовью. Верили в светлое будущее. Да, верили в коммунизм, что мы его построим…

Комсомольскую организацию в нашем театре возглавлял Алексей Данилович Дуров. Как положено, проводили собрания. Что обсуждали? Ну, к примеру, проведение субботника к дню рождения Ленина или подготовку к первомайской демонстрации, иногда «воспитывали» комсомольцев, которые опоздали на репетицию.

Вспоминаю то время... Мне кажется, что у меня каждый день был ярким. С верой в искусство, людей, работу, в то, что ты будешь востребован. Верой в то, что проснешься утром, увидишь солнце и будешь счастлив. Я сохранила и свой пионерский галстук, и пионерский значок, и комсомольский билет, и памятный значок ЦК ВЛКСМ, и почетные грамоты за комсомольскую деятельность. Может, кому-то будет интересно на все это посмотреть лет через пятьдесят. Это память, это моя биография, это моя жизнь.

Ольга САВЕЛЬЕВА