Народная газета
27 Июля 2019
Ульяновские театры отдыхают, но Год театра продолжается. Чем заполним паузу? Перелистаем замечательные страницы театральной истории. Ведь без прошлого, далекого и недавнего, не было бы настоящего.
«Я пришёл в такое восхищение...»
Первое упоминание о симбирских «благородных действующих лицах» можно найти на рукописи пьесы «Емелька Пугачев», датированной 27 ноября 1774 года. А родоначальником симбирской сцены вполне можно считать Никиту Афанасьевича Бекетова (1729 - 1792). Современники называли его «первым лицедееем симбирской сцены». Будучи сыном симбирского воеводы, дядей поэта-баснописца И.И. Дмитриева, неудавшимся фаворитом императрицы Елизаветы, астраханским генерал-губернатором, он активнейший участник спектаклей Шляхетского корпуса, где с кадетами они отстаивали русские пьесы Сумарокова, противопоставляя их итальянским и французским операм. Его спектакли определили и жизненный путь известного русского актера Федора Волкова.
Вот какие строки написал Волков в послании своему другу и сценическому партнеру Дмитриевскому: «Увидя Никиту Афанасьевича Бекетова в роли Синара, я пришел в такое восхищение, что не знал, где был: на земле или на небесах. Тут родилась во мне мысль завести свой театр в Ярославле».
Освещается керосином
В московском журнале «Артист» в № 4 за 1889 год появилась статья «Дочь французского рынка», подписана так: «Симбирский житель». Вот несколько фрагментов - образчик театральной критики XIX века.
«Симбирск (от нашего корреспондента). Наш зимний каменный театр выстроен в конце 70-х годов М.Ф. Прянишниковым - человеком, идеально любящим искусство и желавшим поставить театральное дело в Симбирске на прочную серьезную почву. Затевалась опера, руководить которой был призван талантливый г-н Кленовский. Но дело не выгорело, пошла одна драма.
Антрепренер г-н Полтораций совсем было уронил дело и отучил публику от театра, выпуская водевильного комика г-на Илькова в роли Макбета, а ни на что не способного артиста г-на Самарина - в роли Отелло. Сезон завершился крахом, но это был последний симбирский антрепренерский крах - с 1883 года артисты, служившие в Симбирске, наверное, не пожалуются на неплатеж жалованья.
В общем, симбирская публика любит театр, ходит на него, несмотря на то что город наш глухой, не торговый, а в настоящее время и не дворянский, как было в старину. Главный контингент публики - чиновники и учащаяся молодежь. Сбор полный - около 900 рублей при нормальных ценах. Театр освещается керосином, но зрительная зала светлая и по-провинциальному недурна. Фойе громадное, но совершенно пустынно»...
Исполнители безукоризненно хороши
Знаете ли вы, что в начале ХХ века в театре существовал так называемый «зимний сезон»? Вот что писал критик Н. Державин: «Симбирск. 1910 год. При переполненном зале состоялось открытие зимнего сезона. Была поставлена пьеса «Три сестры». Исполнители безукоризненно хороши. Постановка блестящая. Я не ошибусь, если скажу, что до сих пор Симбирск не видал ни такой труппы, ни такой режиссуры, ни таких постановок. Сообщаю сейчас только сухие данные о наступившем сезоне 1910 - 1911 гг. Спектакли будут ставиться четыре раза в неделю. Идя навстречу учащимся и малоимущим слоям населения, дирекция обещала давать в течение сезона утренние и общедоступные спектакли по значительно уменьшенным (сравнительно с прежними сезонами) ценам. Репертуар намечен исключительно серьезный».
Еще бы ему не быть серьезным! Автор заметки перечисляет всю труппу. А в ней артисты из всех краев: из Малого Санкт-Петербургского, саратовского, рижского, петербургского Екатерининского, петербургского Нового театров, киевского театра «Соловцев». А заведующим художественной частью и главным режиссером был Александр Таиров, будущий создатель и художественный руководитель знаменитого в первой половине прошлого века столичного Камерного театра.
Когда же выйдет Ленин?
В 70 - 80-х годах ХХ века Ульяновский драматический театр за лето успевал побывать на гастролях в двух-трех городах. Вот лишь две гастрольные истории. В 1983 году театр приехал на гастроли в Киров. У трапа самолета плясали девушки, наряженные под дымковские игрушки. Обком КПСС в полном составе встречал коллектив театра с родины Ленина. И особенно народного артиста РФ Анатолия Устюжанинова. Во-первых, Анатолий Иванович долго работал в Кировском ТЮЗе, во-вторых, в это самое время он снимался в роли Ленина в фильме Сергея Бондарчука «Красные колокола». Только встречали «Владимира Ильича» зря: Сергей Бондарчук актера со съемок не отпустил. И вместо «Защитника Ульянова», объявленного в афише, играли спектакль «Мамаша Кураж» по Брехту. В антракте приглашенные в театр ветераны ставили в тупик ульяновских администраторов вопросами: «Где происходит действие пьесы? И когда же выйдет Владимир Ильич?».
Через месяц после аварии в Чернобыле Ульяновский драмтеатр поехал в Киев. Летом 1986 года это был единственный гастрольный театр в столице Украины. В Киев тогда отказались ехать прославленные коллективы Московского театра оперетты и Ленинградского БДТ. Ульяновцы лишь сократили свой состав до минимума, сделав экстренные вводы в спектакли. Гастроли прошли с большим успехом, за билетами стояли огромные очереди. Часто приходили и актеры киевских театров.
Ульяновские артисты побывали и в «пекле» - на атомной станции в Чернобыле. В программе по культурному обслуживанию атомщиков постоянно участвовала концертная бригада в составе Лии Радиной, Глеба Юченкова и Сергея Кондратенко. А по окончании гастролей на встрече в Совете министров Украины Кларе Шадько и Андрею Троицкому (он блистал в роли Бальзаминова) правительство республики сделало официальное предложение о переходе в труппу Русского драматического театра имени Л. Украинки. Но актеры от заманчивого предложения отказались.
«Была грандиозной комсомолкой»
В советское время каждый театр страны к юбилейным датам (дням рождения Ленина, Октябрьской революции, комсомола и прочая-прочая) непременно ставил спектакль на соответствующую тему. Не был исключением и Ульяновский драматический. Так, к 55-летию со дня рождения ВЛКСМ в 1973 году поставили спектакль по пьесе Михаила Шатрова «Лошадь Пржевальского». О нем - и о том времени - мы вспомнили вместе с народной артисткой России Зоей Самсоновой.
- Это спектакль о том, как комсомольцы в составе боевого и задорного студенческого отряда «Лошадь Пржевальского» покоряли целину, - рассказывает Зоя Михайловна. - Его поставила Вера Андреевна Ефремова. Тогда в театр пришла большая группа молодежи. И спектакль получился молодежный. Он шел с большим успехом, в том числе и на гастролях в Москве, когда месяц мы работали в театре Маяковского при полных залах. Чудные воспоминания, праздник души. У моей героини Оли Банниковой не сложилась история любви. Она потеряла своего любимого. Я была молодая, еще не знала, как это - потерять. У меня долго не получался ее монолог о любви. У меня-то все хорошо. А тут надо играть драматический слом. Вера Андреевна говорила: «Ну влюбись, что ли, в кого-нибудь! Ну нафантазируй!». А я ведь была замужем, уже Денис родился. Ну и тогда я стала фантазировать: вот если бы муж меня бросил, что бы я делала?..
Я никогда не бывала в студенческих отрядах. Но я была грандиозной комсомолкой. В школе с первого захода в комсомоле сразу меня избрали секретарем комсомольской организации класса, потом школы - в общем, всегда была лидером, великой общественницей. В ГИТИСе этим же занималась. Правда, комсомольским секретарем там была ныне известная актриса Нелли Пшенная, а я была ее заместителем. Мы с ней учились на отлично, я получила красный диплом, жили в одной комнате в общежитие, обе очень правильные. Я была сверхответственная, во всех общественных делах - первая, все патриотические вечера и всяческие балы, новогодние и осенние, организовывала. Мне это нравилось. Мне кажется, тогда так многие жили. Жили с верой, надеждой и любовью. Верили в светлое будущее. Да, верили в коммунизм, что мы его построим…
Комсомольскую организацию в нашем театре возглавлял Алексей Данилович Дуров. Как положено, проводили собрания. Что обсуждали? Ну, к примеру, проведение субботника к дню рождения Ленина или подготовку к первомайской демонстрации, иногда «воспитывали» комсомольцев, которые опоздали на репетицию.
Вспоминаю то время... Мне кажется, что у меня каждый день был ярким. С верой в искусство, людей, работу, в то, что ты будешь востребован. Верой в то, что проснешься утром, увидишь солнце и будешь счастлив. Я сохранила и свой пионерский галстук, и пионерский значок, и комсомольский билет, и памятный значок ЦК ВЛКСМ, и почетные грамоты за комсомольскую деятельность. Может, кому-то будет интересно на все это посмотреть лет через пятьдесят. Это память, это моя биография, это моя жизнь.
Ольга САВЕЛЬЕВА