Народная газета
14 Июля 2019
Половина Года театра позади. «Народная» уже рассказала, как завершили сезон ульяновские театры - кукол, молодежный и ТЮЗ. Сегодня мы поговорили с директором Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова заслуженным работником культуры РФ Натальей Никоноровой.
- Наталья Александровна, театральное искусство захватило музеи, библиотеки, школы, парки и улицы города. А нужен ли тематический год собственно театру?
- Не устаю повторять, что для театральных работников каждый год - Год театра. Мы открываем сезон в августе - сентябре и до июня живем в интенсивном ритме. Привычны и к гастролям, и к фестивалям, и к необычным, экспериментальным проектам. В этом отношении Год театра больше дарит зрителям, чем нам: встречи с любимыми актерами на необычных площадках, новые события.
Поиски и пробы
- Если говорить о спектаклях: в Год театра Ульяновский драматический двигается по привычной колее?
- Есть традиция, которой мы с уважением к зрителю и нашему прошлому следуем, - та самая опора на классическую русскую и зарубежную драматургию. Карамзин, Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Островский, Чехов, Шекспир, Аристофан, Мольер - эти имена составляют опорную часть афиши. Но есть поиски и пробы, без которых ни один театральный организм не может считаться живым. Год театра не команда всем одновременно пускаться в эксперименты, хотя это и хорошее время, чтобы снова сформулировать свои задачи и определить, в каком направлении труппа способна расти.
Эта работа в нашем театре ведется очень активно. Мы возлагаем надежды на обновленную Малую сцену, которая до сих пор существовала в затишье. В мае завершилась вторая режиссерская лаборатория под руководством Олега Лоевского, после которой репертуар Малой сцены пополнится спектаклями по современной российской драматургии. Первой премьерой нового сезона станет «Маддалена» - современная версия мифа о Медее в интерпретации американского драматурга Дона Нигро. Уже готов к показу спектакль по пьесе Михаила Дурненкова «Война еще не началась». С заслуженными артистами России Еленой Шубенкиной, Владимиром Кустарниковым и Михаилом Петровым работал молодой режиссер из Москвы Александр Плотников. Еще два удачных эскиза представили режиссеры Артем Устинов из Самары и Александр Огарев из Москвы. Творческим вызовом коллективу также стал спектакль «Ножницы» в постановке Владимира Золотаря: в нем действие основывается на импровизации в рамках сюжета, предполагает включение в действие зрительного зала, и наши актеры блестяще с этой задачей справляются.
- Большинство недавних премьер театра - это классические пьесы, герои которых одеты в современные костюмы и существуют в современных декорациях. Можно говорить о смене творческого направления «театра высокой драматургии»?
- Ощущение, что все премьеры такие, оттого, что именно они вызывают наибольший интерес и резонанс. На самом деле спектаклей, в которых использован этот прием, всего два: «Ревизор» и «Бесприданница». Персонажи еще трех спектаклей одеты в абстрактные костюмы, не привязанные к эпохе. Я говорю о «Ромео и Джульетте», «Чайке» и «Капитанской дочке». Из сорока спектаклей активного репертуара - всего пять названий, которые впрямую или с натяжкой можно назвать «переодетыми». Не так много, правда? Другое дело, почему такой вопрос возникает? Получается, что не мы сами, а зрители начинают считать «Капитанскую дочку» или «Бесприданницу» лицом нашего театра. Не мы навязываем новый метод, а зрители откликаются именно на такое общение с актером. Нам повезло сотрудничать с молодыми режиссерами, которые по-настоящему горят своей профессией, дарят свежий взгляд на знакомые сюжеты, предлагают самую современную драматургию. Говорить, что театр изменил направление, неверно. Меняется жизнь - и театр ищет, откликается на тот новый язык, которому будет верить современный зритель. Если вы посмотрите на самые свежие премьеры 233-го сезона, то увидите, насколько широки границы творческого поиска. Остросоциальный, сатирический «Ревизор» будто со страниц либеральных СМИ, необычная «Весенняя гроза», которую мы играем на четырех театральных площадках, включая служебные помещения, философский, поэтичный спектакль «Если начать сначала…» с участием двух прим театра - народных артисток России Клары Шадько и Зои Самсоновой, жесткий, беспощадный «Метод Гронхольма», окончательно ломающий четвертую стену и границы жанра иронический детектив «Ножницы», решенная в полутонах, через мягкий юмор комедия Шекспира «Много шума из ничего» и наполненная неожиданным феминистическим пафосом «Малу». Множество тем, множество новых внешних приемов и внутренней актерской работы, которая зрителям не видна.
Не соперничать, а расти
- Уже несколько лет театральный сезон открывает не только премьера Ульяновского драмтеатра, но и спектакли «Золотой маски». Легко ли ульяновскому театру соперничать со столичными?
- Я понимаю, о чем вы спрашиваете. Согласна, уровень технологий, доступных столичным театрам, гораздо выше - они мыслят иными масштабами, немногие провинциальные театры могут похвастаться такой же оснащенностью. И все же хочу еще раз сделать комплимент нашему зрителю: в театр он ходит не за спецэффектами. В позапрошлом сезоне мы рискнули и не перенесли премьеру спектакля «Чайка» из-за того, что буквально за два дня до нее то же название должен был представить Ярославский театр имени Федора Волкова. Именитый режиссер Евгений Марчелли, пять номинаций на «Золотую маску», одна из лучших трупп России, на сцене - живая лошадь и аквариум, куда погружается главная героиня… Но мы не прогадали. Знаю, многие зрители ходили на оба спектакля, сравнивали, и немало из них стали преданными поклонниками именно нашей необычной «Чайки», удивительных работ Оксаны Романовой, Николая Авдеева, заслуженных артистов России Михаила Петрова и Виктора Чукина - всего замечательного актерского ансамбля. Поэтому нет, мы не соперничаем с «Золотой маской» никоим образом. И цель нашего театра - не превзойти кассовые сборы Александринки или МХТ имени Чехова, а постоянно расти и совершенствовать мастерство.
- В этом сезоне сцена драмтеатра в рамках нескольких фестивалей повидала множество гостей. Прибавьте к этому ваши многочисленные гастроли. Когда же ульяновские артисты успевают репетировать и играть на родной сцене?
- Да, за сезон мы приняли 17 разных коллективов. Фестивальное движение в России сегодня очень развито, поэтому гастрольный обмен между городами идет активно, мы приглашаем театры так же часто, как и сами получаем приглашения. В 233-м сезоне нас принимали Копенгаген, Прага, несколько городов Израиля, Москва, Владимир, Сочи и Саранск. Такой же красивый маршрут намечается и на будущий сезон: только до конца Года театра планируем поездки в Болгарию, Израиль, Чехию, Самару, Пензу и Москву. В Болгарии мы участвуем в особенном проекте - Международном фестивале-конкурсе «Театр Фест». Он проходит в два этапа: в первом отборочном туре видеозапись спектакля транслируют в туристических центрах страны и предоставляют возможность зрителям проголосовать. Лидеры голосования проходят во второй тур и играют уже вживую в городах южного побережья Болгарии. Наш спектакль «Оскар и Розовая дама», как мы и рассчитывали, прошел во второй тур. В Самаре «Ревизора» примет Международный фестиваль «Волга театральная». В Израиль на фестиваль «Театральный дивертисмент» труппа отправится уже в девятый раз, представим «Ножницы». С Русским центром науки и культуры в Праге мы начали сотрудничать в прошлом году, покажем «Любовный квадрат». В Москве по приглашению организаторов проекта «Школьная классика» представим «Горе от ума» и «Капитанскую дочку», а на сцене Центрального дома актера имени А.А. Яблочкиной - «Малу», как участники «Театральной провинции». Думаю, гастроли и гастролеры не вредят театру, напротив - после встреч с новыми зрителями у нас есть повод сравнивать, оценивать и расти. Кроме того, восемь премьер, выпущенных за сезон, - хорошее доказательство, что ульяновские актеры родную сцену не забросили.
- Кто ждет нас - понятно, а кого ждем мы?
- Не раскрывая всех карт, скажу о большом событии, которое завершит Год театра в Ульяновской области. В этом году пройдет V Международный театральный фестиваль «История Государства Российского. Отечество и судьбы». Театр получил грантовую поддержку Министерства культуры России и планирует собрать особенную фестивальную афишу. Переговоры с участниками на завершающей стадии, ожидаем театр «Мастерская Козлова» из Санкт-Петербурга, Русский театр Республики Башкортостан, театры из Лондона, Минска, Владимира, Челябинска и Пензы. Также рада рассказать, что с этого года мы организуем показы спектаклей-лауреатов «Золотой маски»:
с 4 по 15 сентября на нашей сцене будут гостить коллективы из столицы - «Около дома Станиславского», Московский ТЮЗ, Московский театр имени
В.В. Маяковского, а также драмтеатр из Хабаровска. Мы только-только пересекли экватор Года театра, и впереди у нас еще очень много разнообразных событий.
Ольга САВЕЛЬЕВА