Герой нашего сегодняшнего интервью - молодой режиссер Александр Лебедев. В своем новом спектакле «Город У. Родина талантов», премьера которого состоялась в Ульяновском молодежном театре в феврале, он решил поднять больной вопрос: почему талантливые молодые ульяновцы уезжают отсюда? Это первый в нашем городе спектакль в технике вербатим, основанный на интервью с жителями Ульяновска, и теми, кто когда-то жил в городе, но уехал.
- Саша, я знаю, что первое название спектакля было более провокационным. Какая у тебя была идея изначально: доказать ульяновцам, что в нашем городе жить хорошо и не нужно отсюда уезжать, или вызвать дискуссию, разобраться в том, плох он или нет?
- Когда все это замышлялось, я думал: провокация - это хорошо, поэтому рабочее название спектакля было «У. Родина талантов». В жанре вербатим очень важна тема. Здесь мы размышляем над тем, что такое город Ульяновск: родина талантов или уродина талантов? Смогли наши герои здесь что-то для себя взять или все им только мешало, давило и душило? Было важно сохранить этот подтекст, обозначить конфликт в названии, чтобы люди понимали, на что они идут. Название «Город У. Родина талантов» предложил руководитель Молодежного театра Алексей Храбсков. От того, что мы добавили слово «город», все смягчилось, и осталось то, о чем я хотел поразмышлять. Мы собрали интервью людей, скомпоновали их. У каждого была какая-то позиция отношения к городу. Мы постарались сделать равноценное столкновение плохого и хорошего, чтобы в финале задать зрителю вопрос: «Что для вас город Ульяновск? И что вы для Ульяновска?». А у зрителя бывают разные мысли на этот счет.
Актер Андрей Толстых с прототипом главного героя спектакля
- Ты сам много спектаклей видел в технике вербатим? Чем она тебя привлекла?
- Я видел несколько спектаклей в Москве и на театральных фестивалях. На видео смотрел. Много читал, когда готовился. Когда-то на малой сцене ульяновского драмтеатра я поставил спектакль «Дурь». Там я работал с реальными историями настоящих наркоманов, но лично я этих людей не видел, поэтому мог фантазировать. А тут у нас были герои, с которых мы снимали характер, привычки, мимику, манеру речи и движений. Чем интересен вербатим? Тем, что это другой разговор. Не просто с современником, а фактически с твоим соседом, с людьми, которых всех знают, а даже если не знают, то угадывают архетип, узнают других людей в конкретном человеке. Интересно и то, что вербатим - это не спектакль за «четвертой стеной», как обыкновенно привыкли к театру в нашем городе, тут зритель сам становится участником.
- Как вы подбирали героев - тех, у кого будете брать интервью?
- Изначально у меня было шесть актеров, интервью, конечно, гораздо больше. Некоторых людей мы знали, кого-то нам посоветовали. На самом деле интервью - это всегда большая удача, особенно для спектакля, потому что это же материал, и он должен быть интересен, мнение героев должно как-то отличаться, потому что иначе мы не создадим диалог. В итоге, собрав интервью для этих шестерых, я понял, что нам не хватает мнений. Тогда добавились еще три персонажа. Среди них таксист. Один из наших артистов просто в качестве упражнения взял интервью у одного своего товарища, но оказалось, что у него много интересных мыслей. Он озвучил те вещи, о которых другие боятся сказать. У нас уже было несколько сильных героев, которые считают, что в Ульяновске хорошо. И мне нужно было создать им препятствие, потому что иначе не было бы борьбы. Сложность в том, что я же не драматург, я режиссер. Обычно я вижу пьесу и примерно понимаю, как буду это ставить. Так как здесь у меня не было готового материала, я не мог знать заранее, как это будет. На определенном этапе я вдруг понял, что нужен центральный персонаж - тот, кто находится на распутье. Это молодой человек, который готовится сбросить с себя оковы школы и думает, уезжать ему из Ульяновска или нет.
В таксисте многие узнают себя
- Важно ли было портретное сходство между актерами и прототипами героев?
- Нет, так получилось. Реально. Школьники у нас вообще практически как близнецы.
На самом деле артисту так проще вжиться в роль, но, по сути, внешнее сходство не так важно. Если вы не увидите героев, у которых мы брали интервью, вы и не поймете, кто это. Конечно, это накладывает дополнительную ответственность на нас, потому что мы понимаем, что эти люди придут потом посмотреть на то, как их сыграли. И не только они, но и их друзья, родственники. Одна из героинь живет за границей и сама не видела спектакль, но на него пришли ее родители. И они были просто в восторге, говорили: «Ну это прямо наша дочка».
- Легко ли люди соглашались на такой разговор? В итоге же вы не все реальные имена озвучили.
- Соглашались легко. Правда, были те, кто меня «динамил» - говорил: «Давай завтра» и переносил до бесконечности. Некоторые просили сначала чье-нибудь интервью послушать и только потом соглашались, но в целом люди были готовы поговорить. Другое дело, что, может быть, во время ответов у них был какой-то внутренний цензор. Ну, кроме таксиста, конечно. Там цензора никакого, и это хорошо. Действительно, не все согласились назвать имена. Мы гарантировали анонимность тем, для кого это важно. И имя таксиста, например, мы ни за что не откроем, потому что он попросил этого не делать.
Режиссер Александр Лебедев и руководитель молодежного театра Алексей Храбсков
- Уезжать из Ульяновска или нет, в основном люди решают после выпуска из школы или университета. Ты сам в каком возрасте сделал свой выбор, и является ли он окончательным?
- У меня была мечта - работать в Ульяновском драматическом театре. Серьезно говорю. Мне снились сны об этом. Когда меня уже брали сюда, я просто не мог предать эту мечту и людей, которые мне помогли ее осуществить. Окончательный ли это выбор? У меня нет желания отсюда уехать. Другое дело, что я сейчас ищу, как мне развиваться как театральному режиссеру. И вот здесь возникает дилемма, потому что с развитием в профессиональном плане есть некоторые проблемы. В Москве режиссер может ходить на фестивали, на лучшие спектакли страны и мира. У него есть постоянный доступ к большому искусству. У меня нет: несмотря на то, что сейчас XXI век, онлайн-трансляции есть далеко не всегда. Есть еще такой проект «Театр HD», когда лучшие мировые спектакли показывают в кинотеатрах. В Ульяновске сейчас это не работает, нужно ехать в другой город. Это время, деньги. Когда у тебя при этом двое детей, это проблема.
- То есть мысль «А что если уехать?» все время сидит в голове?
- У меня здесь семья, мои родные, есть работа, любимый театр. Я скорее соглашусь с кем-то из героев спектакля, что я бы хотел ездить куда-то для того, чтобы перенимать опыт, возвращаться сюда и применять его здесь. В принципе, я этим и занимаюсь. Я сейчас получаю второе высшее образование - режиссерское - в Москве и, уезжая на 40 - 50 дней каждый год, я питаюсь, потом пытаюсь здесь что-то делать. Например, мой спектакль «Кеды» - это современная драма. Вроде бы современная драматургия в Ульяновске была, но такой, на которую «валит» молодежь, не было.
Спектакль Город У. Родина талантов
- Ты сказал, что спектакль 1 февраля был тяжелым. Это потому, что была премьера, или потому, что в зале был губернатор?
- Потому что был губернатор. Мы знали о том, что он будет. Мы сами его пригласили. Просто тут такая тема животрепещущая, получилось некое дополнительное давление. Вот если бы мы делали спектакль про любовь, никто бы не волновался. Но такие спектакли тоже нужны, это опыт. Сергей Иванович отреагировал вообще отлично. Больше всего мы боялись, что люди подумают, что мы не болеем за город. И на самом деле были те, кто говорил: «Вы весь город наш обгадили. Что это такое?» А другие подходили и говорили: «Саша, ну что это такое? Что за пропаганда? Почему так много хорошего?» Это все в один день. Я в этот момент думал: «Стоп, вы точно один спектакль смотрели?»…
- Ты актер, режиссер театра, а еще ты кино снимаешь. Что из этого нравится тебе больше всего?
- Мне нравится заниматься творчеством, создавать истории, а историей может быть и спектакль, и роль, и фильм. Сейчас я больше тяготею к режиссуре. Именно театра, а не кино. Мой последний фильм вышел пять лет назад. Я подумал, что главную роль в нем мог бы сыграть Владимир Петрович Кустарников - один из самых крутых артистов в Ульяновске. Он согласился. И я вложил в фильм все свои силы. Я надеялся, что что-то из этого может получиться - какая-то поддержка и мне, и тем людям, с которыми я работал, но выхлопа никакого не случилось. Вообще ноль. И мне стало так обидно. Не из-за того, что «я тут снимал, а вы меня не оценили», а из-за того, что у меня тогда уже подрастала дочь, и я мог вложить эти деньги и время в нее. И то и другое я мог бы потратить на нее. После этого я подумал, что ульяновское кино никому не нужно и снимать его я не хочу, несмотря на положительные отклики в нашей прессе.
- Что самое сложное в профессии режиссера?
- Сложнее всего начинать. В том плане, что каждый раз ты начинаешь строить новый корабль. У тебя есть какой-то определенный замысел. Нужно, чтобы этот твой личный замысел стал общим. Когда мы делали спектакль «Кеды», была, естественно, определенная картинка в голове - предчувствие спектакля, была обрисована сценография, костюмы и так далее. И вдруг в последний день прогона я смотрю на актеров, на декорации и понимаю, что у нас получилось даже лучше, чем было у меня в голове. Я помню этот момент, это был настоящий кайф - все сложилось.
- Есть ли у тебя любимый спектакль среди своих работ?
- Любимых нет. «Кеды» считаю самым успешным. И на самом деле следующий спектакль у нас только через месяц, а билетов на него уже нет. «Город У. Родина талантов» - он сложный очень. Я вот даже не знаю, что мы будем делать, когда прототип главного героя окончит школу. Ведь тогда, получается, нужен будет другой центральный персонаж.
- Но ведь после спектакля у зрителей есть возможность тоже дать интервью. Я так понимаю, вы планируете вводить новых персонажей?
- Если появятся интересные истории.
Алена ДАМБАЕВА