Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

ПОСВЯЩЕНИЕ МЕЙЕРХОЛЬДУ / Третий Международный театральный фестиваль «МаскерадЪ» (Пенза)

Страстной бульвар, 10
20 Февраля 2020
Этот фестиваль, названный в честь лучшей пьесы Михаила Лермонтова «МаскрадЪ» (транскрипция первой четверти XIX в.), родился в 2014 году благодаря художественному руководителю Пензенского областного драматического театра имени А.В. Луначарского Сергею Казакову.

Отстроенное в 2010 году после пожара новое роскошное театральное здание с залом на 950 мест и современно оснащенной сценой позволяло принять гастролеров со спектаклями любой степени сложности. Первый фестиваль прошел с успехом, показали спектакли по произведениям Лермонтова. Это и понятно: недалеко от Пензы усадьба бабушки Лермонтова - Тарханы, где поэт провел самые счастливые детские и юношеские годы. В октябре 2017 года состоялся второй «МаскерадЪ». В год 100-летия Октябрьской революции его темой стала драматургия советского периода. Спектакли по пьесам Розова, Арбузова, Володина, Гуркина, Эрдмана, Булгакова, Гельмана никого не оставили равнодушными.

Третий «МаскерадЪ», проходивший в Пензе в октябре 2019 года, был посвящен памяти великого театрального режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда, который родился в этом городе 28 января (9 февраля) 1874 года. В 2019 году исполнилось 145 лет со дня его рождения. В программу вошли спектакли по пьесам, к которым Мейерхольд обращался в разное время как режиссер или как актер. Всего девять постановок девяти театров, приехавших из семи городов - Москвы, Ульяновска, Перми, Саратова, Заречного Пензенской области и Пензы. Приехал и небольшой коллектив из Израиля, тем самым придав фестивалю статус международного.

Лермонтов, Гоголь, Островский, Сухово-Кобылин, Чехов, Лев Толстой, Николай Эрдман - лучшие произведения русской и советской драматургии были показаны на сцене Пензенского театра драмы. Эти пьесы Мастер воплощал в Александринском театре и ГосТиМе, московском театре имени Мейерхольда, а в двух выступал как актер. В 1896 году 22-летний Мейерхольд сыграл Кочкарева в «Женитьбе» в Пензенском Народном театре. В рецензии, опубликованной в газете «Биржевые ведомости», писали: «Колоссальному успеху этой пьесы на народном театре, помимо ее внутреннего достоинства, особенно содействовала игра гг. Иванова и Мейергольда, художественно исполнивших роли Подколесина и Кочкарева».

В знаменитой «Чайке», сыгранной в МХТ в 1898 году, ученик Немировича-Данченко исполнил роль драматурга-новатора Кости Треплева. Мейерхольд словно рассказывал о себе: о своих поисках новых форм, о желании создать театр нового времени.

Открылся Третий «МаскерадЪ» спектаклем «Женитьба» Московского театра «Школа драматического искусства» в постановке Александра Огарева. Эта работа изумляла, завораживала, раздражала, поражала, но никого не оставила равнодушным. Знакомый со школьной скамьи текст Гоголя соединился с выразительными средствами современного театра, с использованием кинопроекций, с подвижными декорациями, создающими зыбкое, меняющееся и пугающее пространство (художник-постановщик Ася Скорик). Спектакль заставил по-новому услышать знакомые фразы. Режиссер намеренно стирает границы реальности и вымысла, путает, пугает, добавляет «чертовщинки» в происходящее. Невероятно смешно видеть, как мечтания Агафьи Тихоновны о том, какой бы идеальный жених вышел, если собрать в одном все лучшие черты каждого, превращается в создание фоторобота на экране, словно это полицейский эксперименте: соединяются черты всех женихов, возникает портрет идеального суженого.

Смешная, трогательная, скорее, пигалица, чем перезрелая купеческая дочь Агафья Тихоновна в исполнении Александрины Мерецкой, Подколесин, мастерски сыгранный Игорем Яцко, открывшим новые неожиданные интонации и нюансы в характере, поведении, речи своего героя, вызвали живой заинтересованный отклик у зрителей, заставили по-новому почувствовать драматизм, иронию, печаль известной пьесы, не сходящей с российских сцен почти два века.

Неожиданным, смешным, очень современным и пугающим предстал «Ревизор» в исполнении актеров Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова. Поражающий своей фантазией и смелыми решениями режиссер Олег Липовецкий время действия перенес в наши дни, рассказал современную историю о зарвавшихся чиновниках, отцах города и современном прощелыге Хлестакове. Признаюсь - я не являюсь поклонницей таких временнЫх трансформаций, однако в данном случае не могу не отдать дань точному и убедительному решению. Увы, за почти два века со времени написания пьесы мало что изменилось. Воруют! - восклицал классик. Воруют, занимаются демагогией, сохраняют хорошую мину при плохой игре.

Динамичный, ироничный, поражающий каскадом трюков, спектакль рождает живейший отклик в зрительном зале. Самое грустное, что он идеально совпал с реалиями сегодняшнего дня, словно не прошло двухсот лет. А над зрительным залом и сценой звучит бодрая советская песня «Как прекрасен этот мир» злой насмешкой над царством «свиных рыл». Над кем смеемся!?

Конечно, постановка классики - всегда вызов режиссеру. Кажется, уж сколько было самых разнообразных интерпретаций. Повторять пройденное? Ждать, когда предъявят претензии, что здесь повторил, а это уже много раз было... Но еще печальнее бывает результат, когда во что бы то ни стало постановщику хочется сказать новое, удивить. Именно такой подход продемонстрировал Саратовский государственный академический театр драмы имени И.А. Слонова при постановке «Живого трупа». В программке два автора - Лев Николаевич и его сын Илья Львович Толстые. Объединены пьеса и повесть, созданные по мотивам одного громкого уголовного дела о мнимом разводе. В буклете написано: «Принципиальное соединение двух авторов дает возможность расширить социальный и эмоциональный аспекты основной темы».

Как известно, умные декларации не гарантируют художественного результата. В спектакле ясная стройная пьеса классика, в которой дана галерея выпукло и убедительно выписанных персонажей, превратилась в странный, пестрый, часто логически не выстроенный мир; история страданий благородных людей обернулась мелодраматической интрижкой персонажей с сомнительными нравственными принципами. А уж финальная сцена, когда беременная Лиза, подавленная, дурно одетая, оказывается в тюремной камере со свернутым матрасом и вынуждена слушать злобную мужеподобную надзирательницу, и вовсе отдает подобными бесконечными сценами из современных российских телесериалов. Режиссер Марина Глуховская не сумела «расширить социальный и эмоциональный аспекты основной темы», не дала возможности актерам раскрыться, ибо играют они персонажей заведомо двойственных, но не от внутренней сложности, а от механического соединения двух личностей в одной.

Но и это еще не все - действие «замусоривают» какие-то бандиты, грабящие бедных граждан, злые люди, покупающие бедную цыганку Машу для удовлетворения похоти, чересчур экзальтированная сестра героини - все они лишь усугубляют путаницу и недоумение... А ведь кто-то не очень искушенный так навсегда и останется при мнении, что не удавались Льву Николаевичу пьесы...

В этом фестивале участвовали три пензенских театра - один из пензенской области, города Заречного. Это правильно, что все коллективы того или иного региона могут принять участие в таком масштабном событии, как российский фестиваль. ТЮЗ города Заречного живет интересно и разнообразно, участвует в фестивалях, приглашает на свою сцену коллег, ставит 5-6 премьер в год, работает для маленького зрителя, школьников, для взрослых. На фестиваль Зареченский ТЮЗ представил «Маскарад» - фантазию по драме М.Ю. Лермонтова, сыгранную без антракта за 1 час 40 минут. Режиссер-постановщик - Наталья Кучишкина. Естественно, сокращения текста привели к неизбежным потерям. Остался сюжет, ушла философия. Действие происходит на круглом подиуме, окруженном занавесами. Появляются фигуры в золотых масках. Тема масок, маскарада, бездушного мира обозначена, но многие важные нюансы пьесы отошли на второй план.

Пензенский ТЮЗ - достаточно молодой театр, существующий чуть больше тридцати лет, представил интересную «Грозу» в постановке своего художественного руководителя Владимира Карпова. Он же автор сценографии. На сцене, чуть в глубине, расположена металлическая «кружевная» решетка и огромные ворота. Сразу возникает образ клетки, тема несвободы. Хор поет о грешном человеке. Тема греха тоже возникает сразу. В спектакле достаточно уже не раз использованных приемов, например, в начале герои произносят ключевые эффектные фразы из своих ролей.

Режиссер переводит бытовую драму на уровень философский, используя приемы средневекового моралите, где зрителю наглядно показывали, как бьются за душу человеческую две силы - Добро и Зло. В сцене драматического выбора Катерину в разные стороны тянут за руки две женщины - одна в белом, другая в черном: грех и верность...

Но не внешние эффекты - световые мигалки, красные подсветки, а проработка характеров и взаимоотношений персонажей привлекают в спектакле. Главное, спектакль живой, увлекающий. Интересна, трогательна Катерина в исполнении Екатерины Гузеевой.

На фестиваль не в первый раз был приглашен пермский Театр «У Моста», любимец пензенский публики, представивший «Самоубийцу» Николая Эрдмана. О постановке этой пьесы мечтал Мейерхольд, приступил к репетициям, но премьера так и не состоялась.

Сергей Федотов мастерски создает на сцене гротескный, выморочный, предельно выразительный и исторически точный мир, в котором нет места слабым обывателям вроде Подсекальникова (Валерий Митин). Маленький человек, растерянный и испуганный, живущий в эпоху победившего социализма рядом с теми, кто приспособился к новой жизни или тайно ненавидит ее, вызывает и насмешку, и сочувствие. Невероятно смешной, но от этого не менее страшный мир показывает пермский театр, заставляя о многом задуматься.

Театр на Юго-Западе привез «Чайку», поставленную создателем этого уникального коллектива, безвременно ушедшим Валерием Беляковичем. Для Пензы Белякович - режиссер особенный. Он поставил на сцене театра много спектаклей, которые открыли новую страницу в истории пензенской драмы. Спектакль «Чайка» идет на Юго-Западе уже десять лет, однако по-прежнему вызывает живые эмоции, поражает своей свежестью и оригинальностью прочтения. «Его спектакль - чувственное, динамичное, чрезвычайно живое шоу с прекрасными актерами», - эта цитата из давней статьи М. Мурзиной, напечатанная в буклете, точно передает впечатление от спектакля, отвергающего штампы и банальные решения.

В фестивале принял участие «Новый театр» из Израиля, названный новой антрепризой. Директор, художественный руководитель и главный режиссер - Ольга Сергеевна Исакова, женщина чрезвычайно энергичная, влюбленная в театр, собравшая свой небольшой коллектив из таких же энтузиастов, как она сама. Взяли материал, удобный для гастрольной деятельности (у театра нет своего помещения), понятный и увлекательный. И, кажется, лучше чеховского «Медведя» трудно что-либо придумать в такой ситуации. Спектакль поставлен специально для этого фестиваля. Правда, режиссер решила осовременить ситуацию: на сцене действуют не грубый бурбон и лицемерная вдовушка XIX века, а мужчины и женщина века XXI. Пьеса не всегда поддается такому бесцеремонному перенесению во времени, да и вполне современные реплики и словечки, добавленные постановщиком, грубо разрывают изысканную ткань чеховского текста.

Хозяева фестиваля показали «Свадьбу Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина в постановке Алексея Зыкова. Эффектный спектакль, в котором кроме основных персонажей на сцене почти все время присутствуют «гости на балу», как они названы в программке. Танцующие пары - соблазн большого города, красивая жизнь, которая манит и обманывает. В роли Кречинского - художественный руководитель театра и его ведущий актер Сергей Казаков. Актер яркой, острой формы, он прекрасно совпал с Михаилом Васильевичем, блестящим комбинатором, мастером интриги. Казаков, как и его персонаж, получает удовольствие от придумывания и блестящего осуществления хитроумной комбинации, от возможности играть с окружающими, менять маски - от патриархального помещика, пылко влюбленного, человека строгих правил до циника, жесткого и расчетливого дельца. И все-таки главное в его персонаже - азарт, умение манипулировать людьми, создавать и рассыпать хитроумные планы, потому что в этом видит он смысл жизни, кажущейся ему слишком пресной.

Казаков поистине виртуозно владеет мгновенным перевоплощением, его апарты в зал вдохновенны и выразительны, его энергетика захватывает, а обаяние завораживает. Трогательный Муромский Сергея Дрожжилова, милая Лидочка Юлии Кузнецовой, развязный Расплюев Николая Шаповалова, правдолюб Нелькин Ильи Кочеткова для этого Кречинского лишь аудитория, перед которой он выступает как блестящий премьер...

Фестиваль «МаскерадЪ» - это не только ежевечерний показ спектаклей на большой сцене, но и разнообразная культурно-образовательная программа. На Малой сцене театра успешно работала творческая лаборатория «За Мейерхольдом» под руководством ректора ГИТИСа Григория Заславского. Студенты режиссерского факультета ГИТИСа (мастерская И. Райхельгауза и мастерская А. Галибина и И. Яцко) показали четыре отрывка из пьес, которые ставил в свое время Мейерхольд.

Эти показы были подготовлены за несколько дней силами пензенских артистов и учащихся театрального отделения пензенского колледжа искусств. Показы отрывков из «Балаганчика» А. Блока, «Клопа» и «Бани» В. Маяковского, «Списка благодеяний» Ю. Олеши завершались заинтересованным обсуждением критиков и зрителей. Прошел и тематический кинолекторий «Мейерхольд и кино», который провела московский кинокритик Алена Солнцева. На завершающей пресс-конференции подвели первые итоги фестиваля. А впереди - IV «МаскерадЪ», который организаторы решили посвятить М.А. Булгакову.



Фото Дмитрия ЖУРКИНА


Федорова Валентина