Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Наталья Никонорова: "Актёры соскучились по театру и очень хотят работать"

73онлайн
06 Августа 2020

Организациям с массовым пребыванием людей в числе первых пришлось ограничить свою работу из-за коронавируса, а с 18 марта - и вовсе приостановить обычную деятельность. В числе таких организаций оказалось и одно из крупнейших учреждений культуры региона - Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова. Сейчас драмтеатр готовится к юбилейному 235-му сезону, старт которого намечен на 5 сентября, а с 5 августа можно приобрести билеты в кассах на премьерный спектакль «Обломов». Также зрители могут вернуть деньги за отмененные показы. Каковы перспективы у драмтеатра при нынешних обстоятельствах? Какие потери он уже понес? Какие прогнозы делают, какие планы строят его руководство и творческий коллектив? На эти и другие вопросы 73online.ru ответила директор театра, Заслуженный работник культуры РФ Наталья Никонорова.

- Как период ограничений, введенных из-за пандемии, пережил ваш театр? Что изменилось в творческом плане? Каковы ближайшие перспективы?

- Когда все закрылось, то закрылось для всех. Наш театр жил так же, как и все другие. Актеры сидели дома, но мы вышли в онлайн-формат. Давали трансляции два раза в неделю. У нас есть как оцифрованные записи старых спектаклей, так и новые записи. Конечно, любой театральный человек скажет, что это не театр, а компромисс, когда нет живого зрителя. Но с другой стороны, это такая познавательная история для людей, которые не присутствовали на представлениях, и теперь, сидя дома, смогли посмотреть лучшие спектакли в постановке легендарного режиссера Юрия Копылова и других. За это время мы также успели принять участие в двух международных фестивалях. На международном фестивале «Онл@йнСценА» в Дмитрове наша «Бесприданница» завоевала три престижные награды, а спектакль «Возвращение» был признан лучшим драматическим спектаклем на международном фестивале «ТЕАТР-ФЕСТ» в Болгарии. Когда нам разрешили репетиции с соблюдением всех необходимых мер, сразу началась работа над тремя маленькими спектаклями до 10 человек. А до закрытия мы успели выпустить спектакль «Обломов», он был готов, но не показан зрителям. Кроме того, к открытию юбилейного 235-го сезона уже подготовлены четыре премьеры. И театр начал продажу билетов.

- Какие финансовые потери понес театр за это время?

- Огромные! Наш театр потерял 7,5 млн рублей за полтора месяца. Билеты на спектакли были проданы до конца мая, когда нам пришлось закрыться. Надо заметить, что все ульяновские театры до этого работали очень успешно. Сплошные аншлаги! Всего в регионе потери по государственным театрам составили 14,5 млн рублей. Для театров это очень серьезные деньги. Но хорошо, что в нашем регионе правительство не оставило в беде культуру, особенно театры. Скорректировали госзадания, зарплату сотрудникам сохранили в полной мере. В отличие от других городов. В Санкт-Петербурге, например, вообще постоянная война идет, их губернатор распорядился в театрах сократить штат, и все живут на минимальных зарплатах. Это очень серьезный удар по финансовому положению творческих людей. У нас этого нет. Поэтому мы очень благодарны нашим властям. Единственное, чего мы сегодня лишены, - это средств от продажи билетов. И не имеем возможности, к примеру, привезти молодого режиссера из Москвы, с которым готовили проект к 150-летию Владимира Ильича «Ленин и дети». Жаль, ведь в предстоящей постановке заняты все наши заслуженные артисты и шесть детей, которых мы сейчас не можем вызвать на репетиции. Пришлось отложить проект до лучших времен.

- Была ли вероятность того, что театры вообще начнут закрываться?

- Трудно ответить на этот вопрос. Есть целая плеяда негосударственных театров, которые не имеют бюджета, где актеры не получают зарплату. У нас в области таких два. В димитровградском театре «Подиум» играют врачи, учителя, сотрудники НИИАР. Это уникальные люди, которые на сцене порой не уступают профессионалам. Слава богу, у большинства сотрудников этого коллектива есть основная работа. А вот ульяновский театр Enfant Terrible, который за десять лет зарекомендовал себя интересным творческим коллективом, находится сегодня в более серьезном положении. В нем спектакли играют люди, которые занимаются только театром, и сейчас они остались вообще без всякой поддержки. В Екатеринбурге, например, драматург Николай Коляда закрыл свой театр подобного формата. Не смог содержать его в сегодняшних условиях. Но это послужило сигналом для российского правительства, которое серьезно задумались о том, чтобы оказать негосударственным театральным коллективам финансовую поддержку в это трудное время.

- Как сотрудники театра относятся к тому, что не могут нормально работать и участвовать в спектаклях? Есть ли желающие сменить сферу деятельности?

- Актеры - особенные люди. Все до одного – оптимисты, и все очень хотят работать. Однажды я сказала одному из актеров, что ему необходимо поднять категорию за прекрасную работу в спектакле, на что он мне ответил: «За такую роль я сам готов доплачивать». Когда наконец разрешили репетировать, я собирала коллектив группами по пять человек. В это время слышу шум в фойе, выхожу и вижу, как молодые актеры «летают» с криками радости: «Любимый театр!». Соскучились.

- Что ждет зрителей в новом сезоне?

- В сентябре будет сразу четыре премьеры. Открываемся гончаровским «Обломовым» в постановке Марии Матох из Минска с Александром Курзиным в главной роли. Затем почитателей таланта Заслуженного артиста России Виктора Чукина ждет премьера спектакля «Распутник» по пьесе Эрика-Эмманюэля Шмитта. Режиссер - Максим Копылов. Очень красивая философская комедия. Следом мы выпустим спектакль «Кадриль», музыкальную комедию по пьесе Владимира Гуркина, которую ставит Евгений Ланцов. И к 75-летию Победы наш театр специально подготовил постановку «Звезда Победы». На ульяновской сцене 40 лет служила замечательная актриса, Народная артистка России Лия Ефимовна Радина. В следующим году ей исполнилось бы 100 лет. Во время войны она была примой легендарного фронтового театра «Ястребок». Ее замечательная судьба и легла в основу спектакля. Кроме того, идут репетиции премьеры октября - «Кьоджинские перепалки» Карла Гольдони, где занята вся молодежь нашего театра.

- Какие особенности будут в новом сезоне?

- Особенности будут определяться требованиями Роспотребнадзора. Уже утверждена рассадка зрителей в зале: они будут располагаться в определенном порядке - через кресло, поэтому занята будет только треть зала. И, конечно, будут соблюдаться все необходимые меры безопасности: маски, перчатки и проч. Буфет тоже будет работать в определенном режиме: мы можем продавать только бутылочки с водой и маленькие коробочки с соком. Но театр заинтересован в том, чтобы зритель пришел. Надеюсь, никакие ограничения не остановят истинных любителей театра. А мы для своих зрителей, кроме премьер, готовим еще один подарок – обновленный интерьер наших фойе.

- Как вы думаете, отразится ли количество зрителей в зале на настроении актеров?

- Актеры должны играть спектакли при любом количестве зрителей. Сложившаяся ситуация и для театра, и для зрителей – непростая. Но я уверена, мы справимся.

Анна Ежова