Еще не прозвучал первый звонок, а театральный праздник уже начался. Мы его так долго ждали! Мы так соскучились! Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова открыл свой 235-й творческий сезон.
Театральная прелюдия
Театральными впечатлениями можно было заполнить почти весь день. В фойе малой сцены открылась фотовыставка Эльмиры Замалетдиновой «Сцена жизни». Ее первый крупный совместный проект с Ульяновским драматическим театром состоялся десятилетие назад, когда выпускница УлГУ решила посвятить театральному искусству свою дипломную работу. После чего творческая дружба фотохудожника и театра только крепла. Выставка «Сцена жизни» - не собранное за годы «лучшее и любимое», а творческий проект, к созданию которого фотограф подошла с невероятной изобретательностью.
Вечернюю программу открыло костюмированное шествие. Началось оно у здания бывшего Дворянского собрания - ровно как 235 лет назад в особняке Дурасова началась история симбирского общедоступного театра. Актеры и зрители прошли через Соборную площадь на площадь Театральную у главного входа в драмтеатр. Здесь зрителей ждала презентация проекта обновленной Театральной площади, где будет установлен памятник народной артистке России Кларе Шадько.
Никакого сонного царства
Но это была лишь прелюдия. Главное действо, конечно, началось на сцене. Сезон открылся премьерой спектакля «Обломов» по пьесе Михаила Угарова «Смерть Ильи Ильича», написанной драматургом по мотивам одноименного романа Ивана Гончарова. Спектакль поставила молодой режиссер из Минска Мария Матох. Она уже ставила пьесу Михаила Угарова в Белорусском национальном академическом драматическом театре имени М. Горького. Почему она взялась за «Обломова»? «История Ильи Ильича мне кажется очень интересной сейчас, - говорит Мария. - И то, о чем писал Гончаров, и то, о чем писал Угаров, интересным образом вырастает в такую историю про человека, которого, может быть, сегодня в принципе не может существовать, но который очень нужен».
Признаться, Илья Ильич - не мой герой. Но эта версия истории, казалось бы, знакомого до мелочей героя затянула и слегка удивила. Забудьте свои впечатления от классического гончаровского романа, свои представления о том, кто же такой Обломов. Никакого сонного царства, никакого торжества апатии, вялости эмоций и атрофии чувств. При этом поймала себя на ощущении того, что версия драматурга и режиссера не дает забыть о первоисточнике - самом романе «Обломов». Более того, возникает некая многослойность, рождающаяся от собственного восприятия классической истории и того действа, что разворачивается перед глазами. Твои знания и представления о гончаровском Обломове, как ни странно, помогают лучше понять и разглядеть угаровского Обломова.
Мария Матох вместе с актерами раскрывает те стороны души и характера Ильи Ильича, которые, может, были для нас не первостепенными, не столь заметными в классическом Обломове. Меняет пластику героев, ритм их существования и взаимоотношений, доводя происходящее до фарса, до гротеска. Рушится привычный устоявшийся образ Ильи Ильича. Он не современен не потому, что ленив, а потому, что хочет сохранить себя, собственную личность. Это кому-нибудь нужно в наше время? Не зря же доктор говорит Обломову: «Слишком цельная личность вы, Илья Ильич, все остальные - «тутти-фрутти», серединки на половинку - в ус не дуют и прекрасно себя чувствуют, а вот такие цельные долго не живут».
А сердце кипит и бьётся
По большому счету вы перестаете замечать форму, которую предлагает нам режиссер, потому что в спектакле - роскошные актерские работы. Могли ли вы представить себе в роли Обломова Александра Курзина? Мне теперь кажется, что только таким Илья Ильич и может быть.
Его Обломов - милый, наивный, простодушный ребенок - и философ. Он умен и растерян одновременно. За яркой внешней пластикой актера - внутреннее движение чувств и мыслей, поиски сути и ответов на вопросы, то, что ценится в актерской работе превыше всего. Как удивительно сыграл Александр Курзин мгновенное чувство, которое поразило Обломова, когда он услышал, как Ольга Ильинская поет Casta diva! Глядя на актера, ты ощущаешь, что у него «у сердца, вот здесь, будто начинает кипеть и биться». Все по Гончарову: «Все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, все это уничтожило Обломова: он изнемог»...
«Да, я ленив, глуп, неприспособлен», - повторяет о себе вслед за другими Обломов. Но он умеет любить. Он и возвышен, и раздавлен любовью. И искренно, страстно хочет, чтобы его любили таким, каков он есть. Его, любящего играть в салочки и лежать на диване. Чтобы не ломали, не подгоняли под стереотипы, не навязывали свою волю и образ жизни. А окружение со слепым упорством желает видеть его другим.
Отношения главного героя с окружающими персонажами - это вечное искушение. Ольга Ильинская искушает якобы спасением, любовью к себе. Она лишь в представлении Ильи Ильича романтичная дива, ангел, способный вознести его в рай земной. Однако, по сути, прямолинейна, уперта и узколоба. От Обломова ей непременно нужно четкое следование расписанию жизни - от зарядки до отсутствия ужина. Такой мы видим Ольгу Анны Дулебовой. А Обломов не видит или не хочет видеть. И бьется в пространстве, огороженном прозрачными пластиковыми стенами, в попытках пробиться в глубину души. Но эти стены не спасают героя от непонимания.
Великолепен Штольц Николая Авдеева с его воистину дьявольским искушением удовольствиями жизни. Он заполняет собой, своей бешеной энергией, сокрушающим напором все пространство сцены и существование Обломова. Ты понимаешь, что перед ним невозможно устоять даже более сильному человеку, чем Обломов. И с какой расчетливой жесткостью Штольц объявит Илье Ильичу, что женился на Ильинской…
Фарсовые нотки вносит в происходящее слуга Захар Алексея Вольного. Этакий колоритный дурак, почти шут, но себе на уме. С какой легкостью он презирает своего барина!
Сочная в деталях и сладкая в манерах Авдотья Матвеевна - актриса Кристина Каминская. Обволакивает Обломова паутиной заботы. Но за этой сладостью прячется цепкость, расчетливость. И вот уже Илья Ильич не может выбраться из этой паутины, пока Штольц не произнесет имя Ольги.
Обломов Александра Курзина с неимоверной болью отказывается от любви. Конечно, можно ко всему приспособиться, но в итоге лучше все-таки остаться самим собой. Обломов покидает этот мир, потому что не хочет житья в мире, где его никто не любит таким, какой он есть. Не может он больше приспосабливаться и терять самого себя. Он умирает от отсутствия любви. Или от любви?..
Анна ГРИГОРЬЕВА