«Что есть свобода? Это возможность совершать выбор». Так говорят в одной из пьес герои драматурга Славомира Мрожека. Свой выбор сделали и персонажи спектакля «Эмигранты», поставленного на Малой сцене Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова.
Мы делаем выбор для того, чтобы жить достойно. А что такое достойное существование для современного человека? Деньги, самореализация, дом полная чаша, жизнь за границей? В поисках ответов на эти вопросы Мрожек заселяет двух эмигрантов в подвальное помещение с трубами. Сюда они возвращаются после трудов праведных. Один - интеллигент с чувством достоинства и знанием языка, второй - трудяга с утробной любовью к еде и деньгам, не понимающий ничего в иностранной тарабарщине. Они настолько из разных миров, что любое их взаимодействие в быту - поставить чайник, закурить сигарету - оборачивается открытым столкновением. Отправившись за границу, герои оказались заложниками беспросветной рутины и не могут ответить на вопрос: что же удерживает их в месте, где они несчастны? Что заставляет ежедневно унижаться и принимать чужие желания за свои собственные? Настолько ли они разные, как кажется на первый взгляд?
Пьесу «Эмигранты» Славомир Мрожек написал почти полвека назад. На мой взгляд, очень мужской материал и для режиссера-мужчины, и для актеров-мужчин. Спектакль в Ульяновском драматическом театре поставил Максим Копылов, а роли исполняют Марк Щербаков и заслуженный артист Украины Андрей Бориславский. Они вместе со своими героями виртуозно взаимодействуют друг с другом, все действия, все диалоги - крупным планом.
На днях наш спектакль вернулся из Москвы с театрального фестиваля «Диалоги». Этот фестиваль - уникальный проект Московского драматического театра «Человек». Любопытно то, что в афишу «Диалогов» входят только спектакли с участием двух артистов. Идейным прародителем фестиваля можно считать самого Эсхила. Именно древнегреческий драматург заложил основу сценического искусства, введя в пьесу второго исполнителя в пару к протагонисту. Спектакли, построенные по этой «формуле», входят в фестивальную программу и становятся предметом обсуждений с участием театральных критиков и студентов-театроведов.
Участие в «Диалогах» уже приняли театры из Москвы, Казани, Воронежа, Вологды, Прокопьевска, Кинешмы, Челябинска, Мытищ, Харькова, Вроцлава (Польша).
«Творческое знакомство с Московским театром «Человек» и фестивалем «Диалоги» стало настоящим подарком Ульяновскому драматическому театру имени И.А. Гончарова в юбилейный, 235-й сезон, - рассказала директор театра, заслуженный работник культуры РФ Наталья Никонорова. - Здесь царит теплая вдохновляющая атмосфера, а программа поразила содержательностью и глубиной».
«Эмигранты» - не только одно из важнейших произведений польской и европейской драматургии, но и веха в истории театра «Человек». Спектакль-легенду, поставленный в начале 80-х для молодых артистов Романа Козака и Александра Феклистова, вскоре после премьеры запретили и играли подпольно. Позднее именно те «Эмигранты» принесли коллективу «Человека» международную известность.
Отдавая дань своей истории, организаторы «Диалогов» приглашают на закрытие фестиваля разные сценические версии «Эмигрантов». В прошлом году точку в фестивальной программе поставил спектакль Театра Польского из Вроцлава, а в 2020-м эту почетную миссию с достоинством выполнили ульяновские актеры.
Это спектакль о том, что диалоги подвальных философов ведутся о каждом из нас. В нем идет разговор о том, о чем современные люди обычно молчат. Часто мы боимся себе признаться, как сложны поиски внутренней свободы, но она так важна для того, чтобы чувствовать себя человеком, а жизнь - прожитой не напрасно.
Ольга САВЕЛЬЕВА