Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Театр - это вечный бой. С чем борется артист Дуров

Народная газета
13 Июня 2021
/upload/iblock/4e8/4e86f7d0532a5c47a2513ed63d5e64a1.jpg

Сезон в Ульяновском драматическом театре имени И.А. Гончарова завершит 12 июня творческий вечер «Театральный роман», посвященный 80-летию народного артиста России Алексея Дурова и 55-летию его сценической деятельности.

За 30 лет знакомства мы не раз беседовали с Алексеем Даниловичем о театре, об актерской профессии, о жизни. Самое время вспомнить факты его биографии и фрагменты наших разговоров.

Родом из Серпухова

Родился я в октябре 1940 года в городе Серпухове, в 100 километрах от Москвы. Помню, как в ноябре 1944 года отец вернулся домой с фронта израненный. Левая нога у него в трех местах была повреждена. Позже ногу ему по колено отрезали. О войне отец говорить не любил, даже о том, за что был награжден орденом Славы.

После войны жили по карточкам, по ним давали крупу, сахар, соль. Маленькой сестренке мама покупала молоко в синих литровых бутылках. Как-то от сестры осталось немного молока, и мать мне его в чашку вылила, а у самой слезы льются. Больно ей было, что только одному ребенку может молочка дать.

В Серпухове при ДК железнодорожников был хороший драмкружок, им руководила бывшая актриса. Помню свою большую роль того времени в спектакле «Одна комната» про то, как два студента «перепутали» девушек. Или «Чудесный сплав»: там ребята играли в волейбол, а я выступил в роли пьяненького отдыхающего, которого они просили посудить матч.

Когда стал работать в Ульяновском драмтеатре, каждый свой отпуск, 21 год подряд, ездил к матери домой, в Серпухов. Когда ее не стало, несколько лет не был в родных краях. А вернулся - на месте дома стоят безликие коробки многоэтажек. И случайно оставшийся кусочек родного забора. Увидел его - и заплакал.

Прежде всего - дисциплина

В театральный институт поступил не с первого раза. Завтра экзамен, а я вечером играл в футбол, и мне разбили всю бороду. Говорить толком не мог. В институт не попал, ушел в армию. Но и на службе продолжал готовиться «идти в артисты». Окончательно подтолкнула актриса, звезда советского кинематографа Наталья Фатеева. Когда служил последний год, она приезжала к нам в часть выступать. Почитал ей из «Василия Теркина» и получил напутствие: «Вам надо в театральный». После армии и поступил с легкостью.

Когда мы учились, наши легендарные педагоги Борис Бибиков и Ольга Пыжова, ученики Станиславского, нам говорили, что театр - это прежде всего дисциплина. И театр меня действительно сильно дисциплинировал. Я до сих пор не могу прийти сюда за пять минут до репетиции или за двадцать минут до начала спектакля, чем нынче страдает наша молодежь. Даже если на сцену выхожу только во втором акте, все равно стараюсь появиться в театре задолго до начала первого.

Про Ульяновск знал только то, что это родина Ленина. Шел 1966 год. Уфимский поезд прибыл в пять часов утра на старый вокзал. Город тогда кончался там. Сел на трамвай, покатался несколько кругов. А жил, как и многие актеры, в гостинице «Москва» (нынешнее министерство культуры). Койки в комнате стояли в два яруса, я спал на «втором этаже». Платили нам 85 рублей. Хватало и на буфетик в гостинице, и на столовую около «Художки», и на колбасу за два двадцать.

Моя жизнь на ульяновской сцене началась с… Нонсенса. Это был спектакль «Игла и штык». Мой герой, подмастерье из швейной мастерской, которого все звали Нонсенс, выполнял важный заказ - шил шинель для Ленина.

Сцена - это парадокс

Я всегда боялся простоев в работе. И у меня был такой период. Года полтора невостребованности. Пришлось даже временно перейти в поделочный цех и изготавливать декорации, чтобы не остаться без дела и не уходить из театра совсем. Я не жалею об этом, потому что воспитан на труде. С 14 лет, когда от нас ушел отец, я стал полноценным хозяином в доме. Мне все привычно: и дрова пилить-колоть, и крышу красить, и ремонт делать. И с металлом работал, и с деревом…

И в маленькой роли я должен рассказать большую биографию человека. Это такой шанс для актера блеснуть мастерством!

Даже когда ненавидишь роль, все равное любишь. Материшься внутри. А как только преступаешь порог - туда, на сцену - все отбрасывается. Любишь ту роль, которая родилась с муками, со слезами.

У пианиста есть рояль, у скрипача - скрипка. У актера - только душа. На этом «инструменте» могут играть талантливо, а могут и струны порвать…

Мой институтский педагог Ольга Ивановна Пыжова напоминала нам слова Есенина: «Никогда я не был на Босфоре, я тебе придумаю о нем». На придумках можно построить целую роль, если не белыми нитками шить, а настоящим швом.

Сцена - это парадокс. Чем больше себя актер на каких-то ролях ломает, тем больше он приобретает. Вот я - простак, мне сложно играть салонных героев. Но в спектакле «Филомена Мартурано» сыграл героя-любовника, которого в фильме «Брак по-итальянски» по этой пьесе играл Марчелло Мастроянни.

Театр - это вечный бой: с самим собой, с тем материалом, который тебе дают. Удовольствие получаешь только тогда, когда чувствуешь, что зритель тебя воспринял.

От Ленина до Вишневской

За 55 лет творческой деятельности Алексей Дуров сыграл свыше двухсот ярких ролей.

В спектаклях «Ульяновы» и «Во имя жизни» сыграл роль Владимира Ильича Ленина.

Одним из самых ярких персонажей Дурова в актерских «капустниках» стала… Галина Вишневская.

За роль Шабельского в чеховском «Иванове» был отмечен дипломом Международного театрального фестиваля «С Россией в XXI век» в Тольятти.

В 2002 году мастеру присвоили звание «Почетный гражданин Ульяновской области» (он стал вторым актером, удостоенным этого звания, первая - Лия Ефимовна Радина).

В 2010 году награжден почетным знаком Ульяновской области «За веру и добродетель».

Про жизнь и про любовь

Я не очень любвеобильный. Конечно, увлекался женщинами, но «я тебя люблю» произносил редко. Если женщина нравится, говорю: «Вы сегодня прелестны».

За что люблю самого себя? За несовершенство своей натуры. За то, что я разный, непостоянный.

С детства мечтал иметь большой черный рояль, на нем играть и самому петь. Не сбылось.

Мое представление о несчастье - одиночество. Когда от человека отвернулись друзья, близкие люди. Мне приходилось испытывать такие моменты. Когда ты никому не нужен, кроме самого себя, и ты понимаешь свою никчемность. Слава богу, это только моменты по сравнению с продолжительностью жизни…

Анна ГРИГОРЬЕВА