Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Алексей Кузнецов: Старости надо пойти навстречу

Народная газета
10 Мая 2021
/upload/iblock/d66/d66650bdb48fed4217d98f57086266fb.jpg

В спектакле «Евгений Онегин», который трижды показал в нашем городе на гастролях столичный театр имени Евгения Вахтангова, заслуженный артист РСФСР Алексей Кузнецов сыграл отца Татьяны и Ольги Лариных - маленький эпизод. Сыграл так выразительно и точно, что запомнился.

На сайте вахтанговского театра о нем, актере старшего поколения, написано: «Мастер Вахтанговской сцены, которой верен более 55 лет, умный и интеллигентный артист. Режиссер, умеющий глубоко и подробно работать с актерами. Профессор кафедры сценической речи театрального института имени Б.В. Щукина, обладающий безупречным литературным вкусом». А для многих зрителей Алексей Кузнецов - герой картины «Зеленый огонек» и герцог Бекингем из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера».

В 1964 году он окончил театральное училище имени Бориса Щукина и в том же году был принят в труппу Государственного академического театра им. Е. Вахтангова, где работает до сих пор. В кино дебютировал в 1954 году в фильме «Аттестат зрелости», с тех пор сыграл более тридцати киноролей в кино и на телевидении, в последнее время в кино он снимается нечасто, среди последних - роли в картинах «Брак по завещанию» и «Обрыв».

Алексей Кузнецов родился в творческой семье. Мама - актриса Ольга Ленская - снималась в фильмах «Медвежья свадьба» (1926 год), «Большая земля» (1944), «Кубанские казаки» (1949). Отец - Глеб Кузнецов - актер, директор картин киностудии «Мосфильм», работавший на фильмах «Свинарка и пастух», «Каменный цветок», «Мичурин», «Кубанские казаки», «Анна Каренина», «Илья Муромец», «Судьба человека», «Иваново детство», «Председатель», «Дети Дон Кихота».

- Получается, что вам, Алексей Глебович, невозможно было избежать актерской профессии?

- У меня, конечно, другого выбора не было. Я, совершенно не желая того, попал в кинематограф, когда мне было несколько месяцев. Был такой фильм «Транспорт огня», он снимался в самом начале войны. Мама там играла какую-то роль, потом этот фильм, к сожалению, сгорел. И героиня, которую она играла, должна была иметь на руках ребенка. Режиссер потребовал, чтобы это была правда жизни, чтобы это была не кукла, не сверток, а натуральный живой ребеночек в пеленках. И никто из актеров своих детей на такую съемку не отдавал. Потому что в эпизоде должны были быть вокзал, посадка в поезда, страшная суматоха, холодно, дождь, ветер, дерьмо - погода. И тогда встал вопрос: где взять такого ребенка? Дирекция бегала, искала, пыталась, звонила - никто не хотел давать ребенка для такой съемки. А моя мама согласилась. Так я начал свою карьеру в кинематографе. Говорят, это была моя лучшая роль.

- Зрители знают, что в спектаклях и фильмах вы еще и поете!

- Вы знаете, все, что касается вокала, - это не составляет для меня особой сложности, я этим всегда увлекался. Когда я только окончил театральный институт, и тогда же вышел фильм «Зеленый огонек» с моим участием, я сделал такой концерт на телевидении, где исполнял французские песни. Тогда, в советское время, это было очень неожиданно и необычно. Потом мне даже предлагали продолжить на телевидении подобные концерты, но я не посчитал нужным этого делать, так как был увлечен театром.

- Вы много лет играли в легендарном спектакле «Принцесса Турандот»…

- «Турандот» для вахтанговцев - это наше все. Вся штука здесь в Вахтангове, в его гениальности. Ведь если вспомнить ситуацию: 20-й год, страшная разруха. В зале - солдаты в сапогах, на улицах разор, холодно, противно, не топят в домах. И в это время Вахтангов говорит: «Берем и делаем сказку». Ему отвечают: «Ты что - с ума сошел? Посмотри, что творится за окном! Надо ставить что-нибудь актуальное, революционное». «Нет, - сказал он, - будет то, чего нет и чего не хватает в жизни». И вот на фоне разрухи и тяжелейших лет он поставил «Принцессу Турандот», и это стало уникальным событием не только театральным, а вообще в восприятии мира, восприятии жизни. Спектакль стал неким символом, поэтому так долго жил, поэтому его так страшно любят, и я рад, что участвовал в нем.

- 14 мая вам исполнится 80 лет. Такая большая творческая жизнь - опыт или нагрузка?

- И то и другое, конечно. Но очень многое зависит от отношения коллектива, в котором ты живешь. Если это высококультурный коллектив, то это не страшно. Потому что я знаю случаи, когда людей отсекали от работы, просто выбрасывали из-за возраста. У нас в вахтанговском театре, слава богу, с этим все в порядке, у нас люди работают до конца. С другой стороны… Да, мне будет 80 лет. Но когда приходит старость, надо пойти ей навстречу. Поцеловать ей руку и сказать: «Мадам, очень рад вас видеть! Потому что могли и не встретиться».

- Трудно или легко всю жизнь служить одному театру?

- Это принципиально важно и так нужно. Актеры самые подневольные люди из-за того, что не от них зависит очень много вещей. Из-за этого им приходится прыгать из театра в театр, чтобы найти людей сочувствующих, понимающих, знающих тебя. Но это от нехорошего. Но если все хорошо, то все нормально. Хотя не все годы у меня было в нашем театре все хорошо, не все. Но я терпел, сознательно отказался от Таганки Юрия Петровича Любимова и пришел сюда, к вахтанговцам. Потому что здесь, по крайней мере, высочайшая культура театра.

- Что в современном театре вас раздражает?

- Сразу вам скажу: раздражает, когда накручено, наворочено, а человека нет… Там все придумано, столько фейерверков, штучек-рючек, какие-то самолеты летают по залу, рыбки плавают над зрителями. Все можно сделать технологически, но я сижу с холодным носом и думаю: а где человек? А что здесь сказано о человеке? О чем это? В театре Вахтангова идет мой авторский спектакль «Неосторожная актриса». Это моноспектакль, его играет Елена Подкаминская. И я исключил из него почти все эффекты - чтобы все было о человеке. Там пять новелл абсолютно разных авторов - и классиков, и современных. Это, во-первых, дало возможность актрисе проявить себя в совершенно разных ипостасях. А во-вторых - все это о человеке. И тогда не нужны эффекты. Публика смотрит и слушает - и люди понимают, что все это про них…

Татьяна ФОМИНА