Сегодня Заслуженный работник культуры Ульяновской области, одна из ярчайших и характерных актрис ульяновского драматического театра Людмила Даньшина отмечает 65-летие. Встречает его на работе, с коллегами на репетиции завтрашней премьеры криминальной драмы «Мать (Васса Железнова)», чему несказанно рада. О папе-дедушке Леониде Утесове, предложении Константина Райкина и лучшем лекарстве от болезней мы расспросили именинницу.
Так сложилась жизнь, что путь к сцене для Людмилы Даньшиной оказался тернистым, извилистым, судьбоносные решения актриса принимала и по зову сердца, и по настоянию родных и близких.
Отучившись два курса в ульяновском культпросветучилище и сыграв небольшие роли в нашем драмтеатре, Людмила Даньшина рванула в Москву поступать в ГИТИС. Решила просто попробовать силы – а вдруг получится. И поступила! Но вот беда – все документы остались в Ульяновске.
«Я понравилась мастеру в ГИТИСе и он мне сказал: «Не волнуйтесь, приедете в сентябре и досдадите предметные экзамены». А в ульяновском управлении культуры не отдали мои документы, маме моей сказали: мол, дочь шла на красный диплом, отучилась два года, осталось до окончания всего полгода, - вспоминает Людмила Даньшина. – Тогда я решила поставить крест на театре, устроилась во дворец пионеров методистом по культуре и выла по ночам в подушку. В итоге мама сказала: «Иди хоть уборщицей в свой театр, только не ной». Полгода я работала в костюмерном цехе в драмтеатре».
И снова любовь к сцене взяла вверх. Будущая артистка рванула поступать в ГИТИС, но провалилась на третьем туре – 18-летние абитуриентки не давали фору ей, 21-летней. Но Людмила не отчаялась, подала документы в Государственное училище циркового и эстрадного искусства и поступила. По его окончании судьба свела ее с Народным артистом СССР Леонидом Утесовым.
От однокурсников Людмила узнала, что легендарный артист набирает в свой оркестр конферансье и фельетонистов. И решила этот шанс не упускать.
«После выпуска у нас с партнершей было несколько номеров на двоих: по «Песне о слухах» Высоцкого, патриотически-вокальный номер, «У Черного моря». Их мы и собирались представить Леониду Осиповичу. О нас рассказали мастеру, и мы поехали просматриваться к нему домой вместе с двумя педагогами. В тот день Утесов позвонил дочери и с рязанским акцентом по-французски сказал ей: «У меня люди, Эдит, приходи. Кажется, будет что-то любопытное». Он посмотрел нас и загорелся, говорил, что начинал с театрализованного джаза. «Вы поющие, танцующие, мы все это возродим, придумаем». И нас обеих взяли на одну ставку 300 рублей – по 150 каждой, но эта ставка была выше, чем у драматических актеров, получавших тогда 100 рублей».
В течение года наша землячка колесила с государственным джаз-оркестром РСФСР под управлением Леонида Утесова, пела песни, танцевала, читала смешной фельетон с партнершей, словом, вела конферанс в первом отделении программы. Но неожиданный уход дочери артиста Эдит в январе 1981-го подкосил 86-летнего маэстро. Он отошел от дел.
«Леонид Осипович позвонил нам в феврале и сказал: «Девочки мои, как бы я хотел все то, о чем мы говорили, сделать, помочь вас устроить и пристроить, вы потрясающие. Прощу прощения, что не смогу довести вас до конца». Он вообще был потрясающим папой – дедушкой для молодых. До зарплаты подойдет и спросит: «Деньги есть?». Мы: «Доживем до зарплаты». А он сунет по стольнику (в те времена это были бешеные деньги) и скажет: «Не вздумайте отдавать!». Он пережил дочь всего на полтора месяца… С новым директором мы не сработались и ушли из оркестра».
Но закрылась одна дверь – открылась другая – в будущий театр «Сатирикон», который как раз переезжал из Ленинграда в Москву. Художественный руководитель Константин Райкин как раз репетировал новый спектакль «Лица» и согласился на знакомство с девичьим дуэтом.
«На репетиции приходил и Аркадий Райкин, любовался сыном, его работой. Однажды, когда Аркадий Исаакович проходил мимо меня, я автоматически встала, как перед учителем, и он мне поцеловал ручку. Костя тут же выдал: «Теперь руки не мой!». Чудный папа, при виде которого Костя с сестрой Катей трепыхали, волновались и ценили его мнение о творческом процессе».
Аркадий и Константин Райкины.
Спустя 15 дней Константин Райкин предложил место в своей труппе одной Людмиле и дал месяц на «подумать», после чего обещал включить в свою труппу артисткой. Но поездка домой оказалась судьбоносной. Актеры ульяновского драмтеатра Кларина Шадько, Борис Александров и Валерий Шейман убедили остаться в родной труппе. Буквально сразу же включили Людмилу Даньшину в репертуар. Ей досталась роль беременной крестьянки в спектакле «Шторм» по Билль-Белоцерковскому.
С тех пор Людмила Степановна верна ульяновской сцене. На ее счету целый ряд разноплановых ролей: инспектор (А. Макаренко «Колонисты»), м-с Фернивел (Р.Тома «Тёмная комедия»), старуха (Ж-П Сартр «Дьявол и Господь Бог»), Дындальская (А. Фредро «Дамы и гусары»), Химка (М. Старицкий «За двумя зайцами»), Эдди (Л. Хэллман «Лисички»), Анна (М. Камолетти «Суматоха в Париже, или Спасибо, Анна!»), Донья Лулу (А. Касона «Дикарь»), Акулина (И. Гончаров «Обломов»), Василиса (И. Гончаров «Обрыв»), Беттина (Э. Де Филиппо «Цилиндр»), Эстелла (М.-Ж. Соважон «Ночной переполох»), Флоранс («Примадонны»), Баба Паша (И. Муренко «Шутки в глухомани»), Джулия (Кен Людвиг «Одолжите тенора!»).
В текущем репертуаре Людмила Степановна задействована в спектаклях «Горе от ума» А. Грибоедова (Графиня Хрюмина), «Спящая красавица» Т. Уфимцевой (Добрая фея) и «Малу» М.Лоранс (Марель).
«Я не жалею ни о чем, с удовольствием жду новых работ. Очень хочется работать и дальше, ведь труд – лучшее лекарство от болячек. Самый большой подарок в моей жизни – это театр, конечно. Причем наш театр, я его обожаю с юности. Здесь замечательные актеры, с которыми меня свела судьба и которым я безумно благодарна за все эти годы», - резюмирует актриса.
Поздравляем Людмилу Степановну с юбилеем и желаем новых интересных ролей, творческого вдохновения и благодарных зрителей!
Фото: личный архив Людмилы Даньшиной и ВК театра драмы