Любовь и тирания… Кого любишь – тех и тиранишь. Конечно, ради их же блага – и никак иначе. И не всегда понятно, чего же в ней больше – заботы о детях и прочих членах семьи или властолюбия.
Такова Васса Железнова, безраздельно властвующая в собственной домашней империи. Такой её изобразил пролетарский писатель Максим Горький. Такой её представил и его тёзка режиссёр Максим Копылов.
Первый праздник весны, 8 марта, в 17:00 Ульяновский театр драмы отметил премьерой. Естественно, новый спектакль посвящён женщине, что явно следует из названия – «Мать». Режиссер Максим Копылов поставил его по трагедии Максима Горького «Васса Железнова», написанной ещё в 1910 году.
Режиссёр и коллектив театра посвятил этот спектакль памяти народной артистки России Кларины Ивановны Шадько, прославившей ульяновскую сцену многими замечательными ролями. Режиссёр определил жанр спектакля как «криминальная драма», и действительно, – там есть и тяжкое преступление, хотя дознание происходит исключительно внутрисемейно, и даже его исполнительница получила свою «высшую меру наказания», не выходя из дома. А вот заказчик хоть и оказался изобличён, но кары не понёс. Почему? Да потому что интересы семьи – прежде всего. Именно семьи, а не каждого отдельного её члена.В общем, никому из персонажей пьесы не позавидуешь – даже самой Вассе, которой абсолютная власть в доме доставляет, скорее, не радость, а страдание. Вообще-то, действо спектакля оторвано от времени событий, описанных автором пьесы, оно вообще где-то вне времени, что особо подчёркивает оформление спектакля, созданное главным художником театра Владимиром Медведем. Эпоха только угадывается, но режиссёр явно даёт понять, что подобное может происходить в любые времена, в любой стране, при любом общественном укладе. И кажется, что сама дата премьеры как-то не слишком соответствует сути и настрою повествования, которое, скорее трагично.
Впрочем, Максим Копылов отрицает, что спектакль посвящён женскому празднику 8 Марта: «Мне просто хотелось поговорить со зрителем на самую важную тему для каждого мужчины на земле – поговорить о матери. А то, что премьера состоялась 8 Марта – это совершенная случайность. Кларина Ивановна Шадько, царство ей небесное, примерно сорок лет назад играла роль Вассы, а 8 марта – это её день рождения. Так что, поводов показать именно этот спектакль именно в этот день оказалось несколько. Но, повторяю, это чистая случайность».
Кстати, о той давней роли Кларины Ивановны пресса тех времён отзывалась так: «Вместо властности – мягкость, вместо уверенности – задумчивость и даже какая-то погруженность в себя, сомнение, тревога, слезы». Образ, созданный Еленой Шубенкиной более сложен и менее однозначен. Её Васса – полноценный и безусловный семейный тиран. Но не простой, а страдающий, принимающий «непопулярные решения» исключительно ради общего блага – как она сама его понимает. Так что души и судьбы она ломает, не получая никакого удовольствия. Как, впрочем, вероятно, и большинство тиранов – не только семейных, не только домашних, но более серьёзного масштаба.И ещё весь спектакль пронизывает ощущение бренности бытия и его несовершенства. Люди порой превращаются в собственные тени, на которые ниспадают чёрные хлопья неизвестного происхождения, но создающие вполне определённое настроение. Впрочем, а где оно – совершенство?
Компанию главной героине составили заслуженный артист Украины Андрей Бориславский, Марк Щербаков, Юлия Ильина, Татьяна Денисенко, Дарья Долматова, Мария Жежела, Виталий Злобин, Илья Поляков – и только начинающие свой творческий путь Алена Никитова, Валерия Шевченко и Алексей Мякотин. Каждый образ решён ёмко, выпукло, объёмно, почему-то очень хочется посочувствовать всем – даже тем, кто этого не очень-то заслуживает. Даже самой Вассе. Она же мать. Она же переживает.