В Центральном Доме актера им. А. А. Яблочкиной состоялся показ моноспектакля Ульяновского драматического театра имени И. А. Гончарова «Оскар и Розовая дама», поставленного по одноименному роману Эрика-Эмманюэля Шмитта в переводе Галины Соловьевой режиссером Олегом Липовецким. Это была 58-я театральная встреча в рамках проекта «Театральная провинция», который в 2005 году открывал Ульяновский театр и показал в течение этих лет пять своих постановок. Проект все эти годы существует благодаря Ирине Москаленко, которая постоянно отсматривает программы региональных фестивалей в России, отбирает самые интересные постановки и приглашает их в Москву. Представила спектакль директор театра Наталья Никонорова.
Спектакль «Оскар и Розовая дама» был поставлен для бенефиса одной из старейших и самых титулованных актрис театра, народной артистки России, лауреата Государственной премии РФ и Национальной театральной премии «Золотая Маска» Кларины Ивановны Шадько, которая посвятила всю свою жизнь исключительно театру. Премьера состоялась в 2017 году. Роль Розовой дамы исполняла Кларина Шадько, роль Оскара - молодой артист Александр Курзин. В том же году постановка была показана в Москве, а после - в Копенгагене, Праге, Луганске (на родине актрисы), Сочи, Бургасе (Болгария). Через год, в 2018-м, на Международном фестивале «Театральный Олимп» в Сочи Кларина Шадько была отмечена главной наградой «За служение театру России», а спектакль - почетным дипломом. В 2019 году ульяновцы на Международном фестивале «ТЕАТР-ФЭСТ» в Болгарии получили три главных приза: «Лучший спектакль», «Лучшая женская роль» и «Лучшая мужская роль».
Но в 2020 году, в Международный день театра - 27 марта - Кларины Ивановны не стало. Спектакль мог быть снят с репертуара, но появилась идея в память об актрисе восстановить его в новой редакции. Так один актер стал исполнять и роль 10-летнего мальчика, и взрослой Розовой дамы - Бабушки Розы. И это, пожалуй, единственный такой случай, поскольку обычно играют или два артиста, или только исполнительница женской роли.
Сценография (Олег Липовецкий) осталась прежней. Черный кабинет, два стула, тикающие часы, отмеряющие время жизни и главного героя, и сценического времени, и нашего, зрительского. Ведь для нас эти полтора часа проживаются вместе с героями...
В одном из интервью перед премьерой Кларина Ивановна сказала: «Этот спектакль - приобщение ребенка к вере. Причем ребенка неординарного, который существует в условиях болезни. Как скрасить это всё? Как светло прожить эти несколько дней или месяцев, которые ему отпущены? В этой истории не только взаимоотношения детей и родителей. Это и отношения сверстников, и отношения врачей, и отношение человека к болезни. Ведь у каждого из нас обязательно есть свой недуг. И хотим мы того или не хотим, мы боремся с ним. И стараемся преодолеть. Наш спектакль о том, как это преодолевать».
«Разговор со зрителем без музыки и антракта» - так определил жанр спектакля режиссер. И этот разговор «возвратил» нас к себе, заставил задуматься над тем, на что мы тратим жизнь, чему ее посвящаем, так ли важны наши собственные проблемы по сравнению с теми, которые вынуждены решать люди, столкнувшиеся с тем, что, действительно, неразрешимо. Только потеря родных и близких людей меняет нашу картину мира, и мы начинаем обращать внимание на житейские мелочи, ценить каждый рассвет и заход солнца, пение птиц, дышать полной грудью и радоваться тому, что ты и твои близкие здоровы.
Спектакль ульяновцев эмоционально встряхивает зрителя. Александр Курзин в роли Оскара - быстро взрослеющий десятилетний мальчишка, который за оставшиеся ему 12 дней не без помощи Розовой дамы проживает огромную, насыщенную жизнь, наполненную не только открытиями и восторгом от новых ощущений, но и разочарованиями. Он успевает прожить в своем воображении полноценно, на полный вдох то, что многим не удается за всю большую, отведенную нам Богом, жизнь.
Для любого актера роль 10-летнего мальчика - это испытание на профессионализм, когда нужно менять пластику, интонации, модель поведения, а в этой роли еще и учитывать физическое и моральное состояние героя. В актере был и азарт от собственных проделок, и ребячество, и постепенное взросление, и даже мудрость, как говорится, не по годам.
Мне не довелось увидеть первую редакцию этой постановки с Клариной Шадько, но думаю, что диалоги, построенные тогда между героями, теперь были переориентированы на зрителя. И в итоге получился в определенной мере иммерсивный спектакль, в действие которого порой очень активно втягивается зритель. Реплики апарт, прямые обращения, в определенные моменты даже физический контакт - всё ориентировано на то, чтобы эмоционально зацепить, вывести из так называемой зоны комфорта. И актеру удается это сделать!
На наших глазах мальчишка-проказник, который легко мог поджечь кота и признаться в этом в письме Богу, становится взрослым зрелым мужчиной, пережившим и первую любовь, и первые разочарования, успевший жениться и прожить красивую счастливую жизнь с любимой, познать цену настоящей дружбы и предательство. И все это благодаря прекрасной Розовой даме - сиделке, которая сумела найти именно те слова и рассказать те истории, которые поддержали умирающего (и главное, осознающего это) мальчишку и дали возможность прожить ему оставшиеся дни в радости, веря в себя, в Бога и в других. В новой редакции спектакля сделан прекрасный ход - в финале показывают видеозапись последнего монолога Розовой дамы в исполнении Кларины Шадько, который ее героиня произносит после смерти Оскара. И там есть такие слова: «Спасибо, что мне выпало узнать Оскара. Ради него я старалась быть забавной, выдумывала разные небылицы. Благодаря ему я познала смех и радость. Он помог мне поверить в Тебя. Меня переполняет любовь, она жжет мое сердце, он дал мне ее столько, что хватит еще на много лет». И в этом монологе - весь жизненный опыт актрисы, она наполняет его собственной мудростью. Монолог звучит как наставление нам, молодым (и тем, кто старше), любить ближнего своего, научиться дарить друг другу радость.
Интересно было наблюдать за реакцией молодых зрительниц, которые были явно не подготовлены к такому открытому и активному «общению». Они и смеялись, и смущались, и начинали живо, тут же, обсуждать происходящее, порой забывая, что их слышит весь небольшой зрительный зал. Пару раз пришлось их даже утихомиривать. Но, с другой стороны, такая живая, трудно сдерживаемая реакция (и в силу возраста в том числе) говорит о том, что одна из главных задач была решена - их зацепило то, что они увидели и услышали. Уверена, что эти девочки задумаются над более серьезными вещами, происходящими вокруг и придут в театр снова за новыми эмоциями.
Для меня в категорию удачных постановок попадают те, после просмотра которых о них думаешь, анализируешь, продолжаешь «душевно трудиться» еще какое-то время. «Оскар и Розовая дама» ульяновцев - в этой категории. И в том числе потому, что один из главных посылов спектакля - сказать молодежи, чтобы спешила жить, но при этом научилась ценить каждое мгновение, останавливаться и запоминать минуты и часы, наполненные радостью и счастьем.
В декабре 2021 года «Оскар и Розовая дама» был удостоен специальной премии жюри Федерального фестиваля «Театральный Олимп» (Сочи) - «За сценическое сохранение памяти о легендарной актрисе Кларине Ивановне Шадько».