Алексею Храбскову, актёру, автору многих творческих проектов и начинаний, исполнилось 45 лет. И эта дата почти день в день совпала с очередной премьерой Молодёжного театра. В связи с этими двумя событиями худруку Молодёжки пришлось ответить на вопросы, интересующие наших читателей.
Руководство для женитьбы
С. Юрьев: Итак, практически совпали два события - день вашего 45-летия и премьера нового спектакля. Можно сказать, момент расцвета творческих сил и очередной результат их применения. О чём спектакль?
А. Храбсков: Об одной из самых главных явлений в жизни абсолютного большинства людей – о любви. Он и называется очень оптимистично – «Руководство для желающих жениться». Мне самому в голову такое едва ли бы пришло, но подсказал Антон Павлович Чехов, который и стал тем камертоном, который задал спектаклю ироничный, а местами даже саркастический тон.
- Значит, всё будем валить на Чехова?
- Не только на него! Это даже не пьеса, а что-то вроде альманаха, состоящего из трёх новелл: рассказ Чехова «Пропащее дело», мини-пьеса Эдуардо Де Филиппо «Риск», известная также под названием «Опасно, но не смертельно» и новелла О'Генри «Дары волхвов». В итоге получилось этакое размышление на тему взаимоотношений мужчины и женщины до свадьбы, после свадьбы и вообще. Мне кажется, получилось и смешно, и трогательно, и философски.- И кому пришло в голову свести воедино три таких разных произведения?
- Мне и пришло. Но помогала мне моя супруга Дарья Долматова. Готовые пьесы ставить проще - их драматурги создают по законам жанра. Бери текст – и воплощай. А здесь не только путешествие в разные времена, но ещё и по разным странам. Так что трудности были, пришлось даже поменять изначально задуманную концепцию. Оказалось, что люди и в России, и в Италии, и в Америке живут по одним законам. Так что, основная идея такова: да куда мы друг без друга?
Проще атома
- У всякого театра есть репертуарная политика. Как можно сформулировать её для Ульяновского молодёжного театра?
- Репертуарная политика – это крутое словосочетание, и оно способно озадачить всякого, но я думаю, что всё проще, чем принято думать. Как и каждый отдельный спектакль, так и весь репертуар основаны исключительно на субъективных взглядах и вкусах тех людей, которые их делают. Тут по определению не может быть никакой объективности. По идее, театрами должен руководить маркетинговый отдел, который определяет целевую аудиторию, точно знает сильные и слабые стороны коллектива и умеет наладить общение со зрителем. Маркетинг – это же не просто «наука продавать», а деятельность по удовлетворению потребностей населения. Это – как атомная энергия, которую можно использовать не только во вред, но и на пользу. Бывает же мирный атом… То же можно сказать об Интернете. Любое явление можно повернуть и так, и сяк. Мне иногда разные люди говорят, что у меня вместо репертуарной политики «винегрет», зато зал полон всегда, и билеты раскупают за полтора месяца до спектакля. Главное – чтобы был живой театр. Так что, мы в поиске. И это нормально. Нигде и никогда не было театра, который моментально нашёл свою ноту.- Наверное, всё-таки должен быть и наверняка есть какой-то доминирующий настрой?
- Есть! Если люди не понимают всей печальности и трагичности положения общества, то есть смысл об этом говорить. Но сейчас большая часть людей прекрасно видит, что в обществе есть проблемы, осознаёт все трудности современной жизни, всё несовершенство мира. А тут ещё мы с подмостков начнём их убеждать, будто они не понимают, как всё мудрёно, сложно и тяжело. Зачем?! Я как актёр чувствую, что люди тянутся к радости и свету, к юмору и смеху. И Молодёжный театр повернулся в сторону радости.
Ген руководителя
- Большой радостью было бы и для театра, и для зрителей новоселье. Переселение театра в здание бывшего кинотеатра «Художественный» всё ещё планируется?
- Процесс мог бы идти и быстрее, но всё дело в деньгах. Точнее, в их отсутствии. Мы, конечно, стучимся во все двери, но проблема в том, что цены растут, и то, что в области произошла смена руководства, тоже влияет на процесс. В бюджет области необходимая сумма пока не включена. Но в принципе решение остаётся в силе, и процесс, хоть и медленно, но верно движется в нужную сторону.
- Но очевидно, что театр уже вырос из того помещения, в котором находится сейчас.
- Посадочных мест в «Художке», конечно, побольше, да место очень выигрышное – «центрее» не бывает. Но само здание нам передано, мы его обслуживаем, постепенно приводим в порядок. Но перекрытие третьего этажа – в аварийном состоянии, да и фундамент проседает. Так что находиться там просто опасно. И министры областного правительства, и заместители губернатора в курсе этих проблем. Но сейчас, по понятным причинам, огромных затрат требует здравоохранение, есть масса других проблем, которые объективно важнее. Но мы уверены, что и до нас очередь дойдёт. Обследование здания проведено, проектно-сметная документация готова.
- Отвлечёмся от хозяйственной темы. Всё-таки театр в плане помещения, маленький, а коллектив большой. Наверное, непросто вести творческий процесс с таким большим количеством актёров?- В этом-то и была главная трудность. Актёрский опыт у меня был, как режиссёр я несколько спектаклей до появления Молодёжного театра поставил. Без особых амбиций и претензий на создание чего-то эпохального. Старался делать это грамотно, глубоко, осмысленно. Не рискуя продвигать какие-то парадоксальные решения. Мой мастер, Михаил Вартанович Скандаров, профессор ГИТИСа, не раз журил меня за то, что я подхожу к постановке спектаклей «излишне грамотно». Я стараюсь развиваться, пытаюсь экспериментировать. Но задачи показать себя как режиссёра я перед собой не ставлю. Анатолий Эфрос, например, утверждал, что «режиссёр должен раствориться в актёре». Что я, собственно, и стараюсь делать. Очарование нашего театра – именно в камерности, и актёр очень близок зрителю. Что касается административных обязанностей, то я поначалу больше всего в том и сомневался, что смогу организовать процесс. Но тут вспомнил, что мой отец был руководителем, что один их моих предков, Эдуард Станиславович Вольный, в середине прошлого века был директором завода «Красный Гигант» - по производству хрустальных изделий ручной работы в городе Никольск. И подумал: а вдруг у меня гены руководителя?! На самом деле, что-то там организовывать – это чёрная работа, но создавать условия для творческой деятельности – само по себе творчество.
Раздвоение личности?
- Как в одном теле уживаются два человека – актёр и художественный руководитель - эти двое друг другу не мешают?
- Конечно, мешают! А куда деваться? Взялся за гуж – не говори, что не дюж.
- Значит, одному приходится чем-то жертвовать ради другого?
- Постоянно. Моя занятость в драматическом театре неожиданно для меня возросла. Если бы мне так и раньше везло с ролями, может быть, и не было бы Молодёжного театра. У меня не было бы времени этим заниматься. Я и впрягся-то в этот воз, потому, что энергия была, но не хватало возможностей для её применения. Сейчас думаю только об одном: как бы всё успеть.
- Тут приходит на ум крайняя премьера в драмтеатре. Спектакль «Любовь людей» - конечно, получился сильным и пронзительным, но фабула его мрачна, чуть ли не безысходна. Как это вяжется со стремлением Алексея Храбскова дарить людям радость?
- Во-первых, жизнь многогранна, и нужно показывать разные её стороны. Радость можно дарить по-разному. А во-вторых, всё-таки спектакль делает режиссёр, и задача актёра понять и воплотить его замысел. К тому же, я вовсе не думаю, что там всё безысходно. Как актёр я был очень рад своей роли – там очень даже было, что играть. Очень волновался, как примут спектакль зрители. Зрители приняли и поняли. Меня это очень радует. Я всё-таки считаю, что свет там есть. Есть вещи куда более мрачные…
- Тот же «Макбет», например…
- Ну, да. Там вообще – ой-ёй-ёй… Но когда всё зависит от меня, начиная с замысла спектакля, то тут - свет, свет и свет… И это не логика диктует, это позиция, которая идёт от души.
- А задумки на обозримое будущее есть?
- Да, я уже решил, что хочу поставить в будущем году. Всё уже расписано.
- Что именно – секрет?
- Пока да. Не дай Бог, сглазим…