К юбилею народной артистки России Зои Самсоновой режиссер Максим Копылов ставит спектакль «Любовь – книга золотая» по пьесе Алексея Толстого. Премьера состоится в день рождения актрисы 3 июня. Виновница торжества выйдет на сцену в образе Екатерины Великой.
Водевиль – нечастый гость на современной театральной сцене. Крайне популярный в XIX веке жанр «маленькой комедии с музыкой» постепенно уступал место оперетте, пережил своеобразное возрождение в советском кинематографе, но с подмостков окончательно не исчез и сегодня продолжает соперничать за любовь зрителей с мюзиклом и комедией положений. Именно традиция русского водевиля стала для режиссера Максима Копылова ключом к истории о ряженых нимфах и неподдельной любви.
Алексей Николаевич Толстой – потомок декабриста Николая Тургенева – в юности часто бывал в Симбирске, останавливался в Троицкой гостинице под одной крышей с городским театром на Спасской, гостил у друзей в нынешних Мелекесском, Вешкаймском, Майнском районах. Свадьбу свою писатель сыграл в селе Тургенево (сегодня – часть Андреевки Чердаклинского района). Быт симбирских усадеб прочно вошел в его творчество: в романе «Заволжье» описан Венец и театр, герои пьесы «Касатка» живут неподалеку от Мелекесса, а «Хромой барин» и «Неделя в Тургеневе» и вовсе выросли из «хроники, собранной на Волге».Толстой написал пьесу «Любовь – книга золотая» в 1919 году, незадолго до эмиграции. Юмор и ироническое отношение к усадебным чудакам соседствует в ней с легкой грустью: автор словно стремится вслед за героями создать мир любви и чистого искусства – таким, каким он должен быть, – и понимает, что это безнадежная затея.
Молодая Княгиня получила от Императрицы подарок – книгу о галантном обхождении – и ринулась перекраивать жизнь в собственной усадьбе на античный лад. Князь и дворня, позабыв «Домострой», учат наизусть любовные гороскопы, отстраненные от пахоты мужики изображают в саду сатиров и леших, девушки должны петь греческие заунывные песни про Парнас, но все сбиваются на хороводы да запевки про грибы и ягоды. Этой рукотворной идиллии в русской деревне предстоит серьезная проверка – вот-вот нагрянет с визитом дарительница «скоромной книги» Императрица Екатерина Вторая.
Образ властной, но мудрой, тонко понимающей любовь женщины занимает особое место в творчестве Зои Самсоновой. В какие бы декорации не поместила ее героинь судьба, в актрисе сохраняется благородная царственность – будь то грузинская деревенька в спектакле «Я, бабушка, Илико и Илларион» или французское застолье по поводу столетия Малу, ярмарочное веселье вокруг Селестины или яблоневый сад Барабошевых под присмотром Мавры Тарасовны из комедии «Правда – хорошо, а счастье лучше». Екатерина Вторая, по мнению писателя Александра Куприна, – единственная героиня этой «прелестной, веселой, грациозной безделушки», в которой живет по-настоящему глубокое чувство.
Роли Князя и Княгини в спектакле исполнят заслуженный артист России Михаил Петров и Дарья Фарафонтова, жителей и гостей дома сыграют Виталий Злобин, Алексей Мякотин, Оксана Романова, Надежда Иванова, Юрий Гогонин, Денис Бухалов, Кристина Каминская, Алена Никитова, Александра Дыдычкина и Сергей Чиненов.Наивный и обаятельный деревенский мирок, который мечтает о столичном блеске и изяществе чувств, на сцене обустраивает главный художник Владимир Медведь. Эскизы костюмов для героев создала заслуженный работник культуры России Ольга Соломко. Важной приметой водевиля всегда были «куплеты» – над песнями и музыкальным сопровождением спектакля работает театральный композитор Олег Яшин.