Народный артист России, лауреат Государственной премии РФ и Международной театральной премии К.С. Станиславского «Строитель театра», почетный гражданин города Ульяновска - это все о Юрии Семеновиче Копылове. Сегодня, 2 ноября, ему исполнилось бы 80 лет.
Четверть века Юрий Семенович возглавлял Ульяновский драматический театр, который завоевал славу и профессиональное признание в России и за рубежом. Он создал театр-дом с одной из сильнейших актерских трупп страны и с уникальным репертуаром.
С 1 по 6 ноября в Ульяновском драматическом театре имени И.А. Гончарова проходит Первый Всероссийский театральный фестиваль памяти народного артиста России Юрия Копылова. О нем вспоминают артисты, для которых Юрий Копылов был коллегой и наставником - из театров Москвы, Владимира, Орла и, конечно, Ульяновска. Фестиваль закроет бенефис Максима Копылова - зрители увидят трагедию Уильяма Шекспира «Макбет».
Юрий Семенович ушел из жизни десять лет назад. Но до сих пор его помнят театралы и коллеги.
Только «о Человеке» и «про Человека»
Станислав Шавловский, театральный художник, работал с Юрием Копыловым в Орле и Ульяновске:
- Юрий Копылов был умным человеком, он мыслил, он философствовал. Он меня заражал идеями, я многому у него научился. Самый большой у него был интерес к Человеку. Его спектакли были только «о Человеке» и «про Человека». Ему были чужды темы-однодневки. Он никогда не шел на поводу пресловутым: «искусство для народа», «зритель голосует рублем». Ему были чужды облегченные и упрощенные способы мышления и способы работы над спектаклем. Его увлекали какой-то внутренний мир и смысл, которые были известны только ему самому.
Он не мельчил и не дробил, его умение работать подробно и тщательно говорили о большом таланте и изысканной натуре, его темперамент и трудоспособность могли удивлять наше воображение. Он всегда старался поднимать планку, веря в зрителя, считал, что только мысль и идея должны позитивно отразиться на сознании зрителя. Он выстраивал спектакли с эмоциональным накалом, кульминационные моменты в его спектаклях имели наивысшую точку с интонацией полной тишины и оборвавшейся струны. На его спектаклях я ощущал над головой ореол магнитного поля, вздыбливающего волосы.
Те, кто не знал Юрия Копылова, на первый взгляд могли принять его за закрытого и замкнутого человека. И он действительно иногда был таким. Но это не совсем так. Он был отзывчивым и доброжелательным. Он не любил и никому не позволял хлопать его по плечу. Он был очень серьезным и постоянно уходил вовнутрь самого себя.
Александр Никулин, заслуженный артист России, актер Московского театра на Малой Бронной:
- Юрий Копылов - это театр открытых страстей, эмоций, он доводил актеров до какого-то особенного состояния, когда погружаешься в роль настолько, что потом с трудом возвращаешься. Проще говоря: есть некая черта, за которую заглядывать опасно, то есть нельзя играть сумасшедшего и при этом реально потерять рассудок, надо соблюсти состояние золотой середины, где один актер исполняет, а другой в тебе наблюдает за ним, как он исполняет. И куда-то туда, за эту черту, заходить нельзя, потому что последствия неизвестны, хотя неизвестность всегда манит. Так вот Копылов предлагал заглянуть за эту черту, чтобы увидеть или почувствовать «нечто»… Это было любопытно и дорогого стоило.
Максим Копылов, сын Юрия Семеновича, актер и режиссер Ульяновского драматического театра:
- Отец был довольно жестким и волевым человеком - и в семье, и в театре. Наверное, это было правильно, поскольку театр - большая организация, где сталкиваются мнения, позиции, интересы многих людей. У каждого артиста свой нрав, свой характер. Всем угодить невозможно, а значит, тому, кто всем этим руководит, нужен не только недюжинный талант, но и твердый характер.
При этом отец всегда очень интересно улыбался - с этакой хитрецой. Его улыбка была абсолютно белоснежной, поскольку он никогда не курил и не пил кофе. И очень располагающей. По ней было видно, что он раз в пятнадцать-двадцать умнее тебя. И при этом смотрел, как на ребенка, который набезобразничал, но которого он все равно любит. Думаю, что многие со мной согласятся: когда люди такой величины уходят, это всегда трагедия - и для театра, и для зрителей, и для искусства. Я и многие другие ребята, которые не успели с ним поработать, очень многое потеряли.
Смысл жизни - в самой жизни
Думаю, чтобы лучше понять театр Юрия Копылова, важно вспомнить, что говорил о нем и о жизни сам режиссер, у которого я брала интервью в разные годы.
- Театр вообще другая реальность. Я всегда ставлю о «театре в театре». Так возникает третье, четвертое измерение. Ведь человек существует в нескольких мирах одновременно. И нередко ужасается: «Что это со мной?» Но все замешано на любви. Как она все меняет, как окрашивает другие чувства!
- Мне интересен герой в критической ситуации, когда ему отпущено судьбой все. Как перерождается мир в нем самом, что умирает, остается, возникает?
- Хотелось бы думать, что смысл жизни - в самой жизни. Но это не все! Пока человек живет, он не может знать ответа на этот вопрос, да, видимо, и не должен. Ответить - значит, поставить точку…
- Театр я бы назвал нервом общества. Сюда люди должны приходить не развлекаться, а думать, чувствовать, трудиться - душой, головой.
- Все-таки сцена - загадочная штука, правда? Только там - настоящая жизнь. В жизни реальной надо жить с закрытыми глазами.
- Театр - это живой организм. Здесь все как в человеческой жизни. Он развивается по нарастающей, поднимается и вдруг на высоте получает от судьбы по морде, падает, мучается, сомневается. И самолюбие помогает опять подняться наверх. А актеры соединены судьбой в один клубок. Ради одной художественной идеи. И в какой-то момент возникает высший всплеск театра в одном или нескольких спектаклях. А в момент падения планки удерживает инстинкт творческого самосохранения.
- Многие забывают, что такое совесть, с чем «ее едят». Потому этой категории не существует в воздухе нашего времени.
- Зрителям всегда небезразличны властители. Есть наивная вера в то, что человек наверху все может разрешить по справедливости. И как бы скептически люди ни относились к власти, капля веры остается. Слишком много вокруг неблагополучия. Чтобы терпеть, надо уповать.
- Александр Сергеевич Пушкин прожил очень мало. А такое ощущение, что у него была очень большая, колоссально насыщенная жизнь. Его произведения не принадлежат прошлому времени, да и сегодняшнему тоже - они вне времени. Вдумываешься, вслушиваешься, вчувствуешься в их запах, плоть, и они поражают такой чувственной силой, такой глубиной живых чувств, что испытываешь светлую зависть… Пушкинское чувство придает плотской жизни человека такое одухотворенное существование, что он сам себе уже кажется неземным. Интересно было бы спросить - что же он чувствовал к 37 годам, каким себя ощущал, испытывал ли усталость? Дело ведь даже не в дуэли. Видимо, все пришло к концу. Такое вот самосжигание…
- Что такое энергия заблуждения? Это когда переходишь от ощущения всего мира в пространство определенной темы, которую ты ухватил, которая тебя «ударила», внутри что-то задрожало и возникло предощущение: «Вот это - здорово». Приобрел ли я театральную мудрость? Может быть, в какой-то степени. Ты же развиваешься с каждым спектаклем. Чтобы поставить спектакль, надо столько всего «раскопать», чтобы войти в живую плоть драматурга: что он имел в виду, какие темы затрагивал, какой был в его время социально-психологический климат. Распахивать эти вещи - большая работа.
- Когда я начал писать книгу, думал: вот прожил в ульяновском театре столько лет, и что от тебя останется? Все уйдет, как ветер в степи. И песком засыплет. Обидно стало. Пусть останется хотя бы легенда: вот такой был Ульяновский драматический театр в конце ХХ - начале
ХХI века. Чтобы было понятно: мы в нем не просто так хлеб ели и делали спектакли только для увеселения публики. Мы пытались создать свой театр, в которой люди приходили «духовной жаждою томимы». Если о нас так скажут, то жизнь прожита не зря.
- Всю свою жизнь я ставил одну сказку. Даже в комедиях искал трагическую природу Шекспира. Мне ближе его трагическое мироощущение, когда человек попадает в ужасающую ситуацию и только там происходит его духовное рождение. Когда, как говорил Достоевский, битва между ангелом и дьяволом идет в сердце человека. А побеждает душа человеческая. Тогда даже на краю гибели - есть свет в конце тоннеля.