Петербургский театр «На Литейном» ульяновцы встретили очень тепло. Гастроли артистов из Северной столицы вошли в программу XVII фестиваля театров Ульяновской области «Лицедей-2023».
Два дня на сцене Ульяновского драматического театра имени И. А. Гончарова шел спектакль по пьесе Александра Островского «Красавец мужчина». И, конечно, «Народная газета» не упустила возможность поговорить с художественным руководителем - директором театра «На Литейном» Сергеем Морозовым, который сопровождал свой коллектив в Ульяновск.
- Сергей Анатольевич, понятно, что пьеса 1882 года выбрана вами не случайно, а в преддверии 200-летия со дня рождения Александра Островского. Юбилей великого русского драматурга Россия будет отмечать в 2023 году. Есть вообще связь с надвигающимся юбилеем?
- Конечно. Александр Николаевич много сделал для русского театра. В репертуаре нашего театра есть спектакль-долгожитель «Банкрот» по Островскому.
- А пьеса «Красавец мужчина» тоже ведь выбрана не просто так. Это же переиздание спектакля, который шел на сцене вашего театра в 60-х годах?
- Совершенно верно. Пьесы иногда возвращаются на сцену. А этот драматург актуален, по-моему, во все времена. Мы всегда можем найти в пьесах Островского фразы, которые окажутся близкими настоящему моменту времени. Конечно, проходит время, запросы меняются, сейчас мы склоняемся к классическим названиям и репертуару. Для нас важно, чтобы знакомые произведения существовали в авторском, интересном и тесно связанном с сегодняшним днем воплощении. Вот почему нам показалось, что в Ульяновске, в замечательном классическом театре с прекрасным классическим репертуаром и таким мощным шлейфом тех названий, которые шли на сцене ульяновского театра, «Красавец мужчина» должен прозвучать. Считаю, что этот спектакль полностью попадает в программу актуализации классики.
- Выходит, и реалистическая постановка с доскональным следованием оригинальному тексту может быть интересной. Это приятное и очень важное открытие. И все же, зачем спектакль «Красавец мужчина» смотреть именно сейчас?
- В первую очередь для того, чтобы трезво смотреть на чрезмерно расплодившихся любителей «торговать лицом» и казаться, а не быть. Чтобы не покупаться на блестящую обертку, на инстаграмную пыль в глаза и на всякие там «персональные бренды».
- В вашем драматическом спектакле звучат два десятка музыкальных произведений прошлого века - от Генри Манчини до Питера Гэбриела, а некоторые актеры впечатляют не только игрой, но и чувственной пластикой. Как шел отбор актеров для спектакля «Красавец мужчина»?
- Постановщиком спектакля выступил хореограф, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии РФ Сергей Грицай. В силу того, что Сергей Грицай известен в первую очередь как режиссер-хореограф и режиссер по пластике, неудивительно, что основным его профессиональным интересом была не переделка пьесы и не постмодернистские галлюцинации, а наполнение добротного зрелища эффектной музыкой и постановка танцев. Благодаря динамичному действию с ровным темпоритмом, музыке и танцам, костюмам и декорациям, а еще блестящему подбору актеров трехчасовой спектакль смотрится на одном дыхании. Хотя в основе всего лишь буквальное перенесение текста пьесы на сцену.
Что касается актеров - открою страшную тайну. Актеры театра «На Литейном» Сергей Якушев и Дарина Одинцова не только играют супругов на сцене, но и являются ими и в жизни… Действительно, выбирались люди, которые могут и петь, и двигаться, хотя мое ощущение, что у Сергея Ивановича может затанцевать даже стол.
- Сергей Анатольевич, это правда, что на актера вы проучились всего девять дней?
- Я родился в семье театрального режиссера Анатолия Морозова и являюсь племянником режиссера Бориса Морозова, народного артиста России, профессора ГИТИСа, который долгие годы руководил театром Российской армии. Под руководством моего отца появился театр в Челябинске, который был востребован у любительского театрального движения в СССР и за его пределами. Позже он перешел в профессиональный театр. Однажды на гастролях челябинского театра Игорь Петрович Владимиров заметил отца и предложил ему перейти в театр им. Ленсовета. Так из Челябинска мы переехали в Ленинград. В этом городе я вырос, ощутил себя как человек, как личность, а когда пришло время выбирать профессию, то подал документы на две специальности: испанская филология и актерское мастерство. Поступил на вторую, на курс Семена Яковлевича Спивака - там я действительно проучился на актера всего девять дней, потому что мне поступило предложение перейти на режиссерское место. Тогда я начал постигать азы режиссуры, а по выпуску оказался одним из самых молодых ребят. В моей биографии есть долгие и очень интересные отношения с театрами Костромы, Великого Новгорода, Ульяновска. Я десять лет работал в регионах России и бесконечно благодарен за опыт этим творческим коллективам. Потом вернулся в Петербург, начал работать в Молодежном театре, в дальнейшем получил предложение стать главным режиссером театра «На Литейном» в кризисное для него время. Через полтора года стал художественным руководителем-директором, совмещая административную и творческую деятельность.
- Вы были художественным руководителем Ульяновского драматического театра с 2012 по 2015 год, а ваши спектакли «Коварство и любовь», «Бедная Лиза», «Трехгрошовая опера» долгие годы были в репертуаре Ульяновской драмы. Какие отношения сейчас складываются с вашим бывшим коллективом и что вы ему пожелаете накануне Всемирного дня театра, который отметим 27 марта?
- Конечно, труппа ульяновского театра горячо мной любима, несмотря на расстояние. За годы работы у нас сложились профессиональные, доверительные и по-настоящему содержательные взаимоотношения. Мне очень нравится и близка традиция, которая многие годы существует в Ульяновском драмтеатре имени И. А. Гончарова, - проводить фестиваль «Лицедей» в преддверии Всемирного дня театра. И я хотел бы пожелать и фестивалю, и коллективу сохранять дух и радость бытия на сцене! И мне бы хотелось, чтобы любовь к ульяновскому театральному дому сохранялась всегда.
Ирина АНТОНОВА