Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

«Красавец мужчина» на все времена, или Как стать актером за девять дней

Народная газета
26 Марта 2023

Петербургский театр «На Литейном» ульяновцы встретили очень тепло. Гастроли артистов из Северной столицы вошли в программу XVII фестиваля театров Ульяновской области «Лицедей-2023». 

Два дня на сцене Ульяновского драматического театра имени И. А. Гончарова шел спектакль по пьесе Александра Островского «Красавец мужчина». И, конечно, «Народная газета» не упустила возможность поговорить с художественным руководителем - директором театра «На Литейном» Сергеем Морозовым, который сопровождал свой коллектив в Ульяновск. 

- Сергей Анатольевич, понятно, что пьеса 1882 года выбрана вами не случайно, а в преддверии 200-летия со дня рождения Александра Островского. Юбилей великого русского драматурга Россия будет отмечать в 2023 году. Есть вообще связь с надвигающимся юбилеем?

- Конечно. Александр Николаевич много сделал для русского театра. В репертуаре нашего театра есть спектакль-долгожитель «Банкрот» по Островскому. 

- А пьеса «Красавец мужчина» тоже ведь выбрана не просто так. Это же переиздание спектакля, который шел на сцене вашего театра в 60-х годах?

- Совершенно верно. Пьесы иногда возвращаются на сцену. А этот драматург актуален, по-моему, во все времена. Мы всегда можем найти в пьесах Островского фразы, которые окажутся близкими настоящему моменту времени. Конечно, проходит время, запросы меняются, сейчас мы склоняемся к классическим названиям и репертуару. Для нас важно, чтобы знакомые произведения существовали в авторском, интересном и тесно связанном с сегодняшним днем воплощении. Вот почему нам показалось, что в Ульяновске, в замечательном классическом театре с прекрасным классическим репертуаром и таким мощным шлейфом тех названий, которые шли на сцене ульяновского театра, «Красавец мужчина» должен прозвучать. Считаю, что этот спектакль полностью попадает в программу актуализации классики. 

- Выходит, и реалистическая постановка с доскональным следованием оригинальному тексту может быть интересной. Это приятное и очень важное открытие. И все же, зачем спектакль «Красавец мужчина» смотреть именно сейчас?

- В первую очередь для того, чтобы трезво смотреть на чрезмерно расплодившихся любителей «торговать лицом» и казаться, а не быть. Чтобы не покупаться на блестящую обертку, на инстаграмную пыль в глаза и на всякие там «персональные бренды».

- В вашем драматическом спектакле звучат два десятка музыкальных произведений прошлого века - от Генри Манчини до Питера Гэбриела, а некоторые актеры впечатляют не только игрой, но и чувственной пластикой. Как шел отбор актеров для спектакля «Красавец мужчина»? 

- Постановщиком спектакля выступил хореограф, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии РФ Сергей Грицай. В силу того, что Сергей Грицай известен в первую очередь как режиссер-хореограф и режиссер по пластике, неудивительно, что основным его профессиональным интересом была не переделка пьесы и не постмодернистские галлюцинации, а наполнение добротного зрелища эффектной музыкой и постановка танцев. Благодаря динамичному действию с ровным темпоритмом, музыке и танцам, костюмам и декорациям, а еще блестящему подбору актеров трехчасовой спектакль смотрится на одном дыхании. Хотя в основе всего лишь буквальное перенесение текста пьесы на сцену. 

Что касается актеров - открою страшную тайну. Актеры театра «На Литейном» Сергей Якушев и Дарина Одинцова не только играют супругов на сцене, но и являются ими и в жизни… Действительно, выбирались люди, которые могут и петь, и двигаться, хотя мое ощущение, что у Сергея Ивановича может затанцевать даже стол. 

- Сергей Анатольевич, это правда, что на актера вы проучились всего девять дней?

- Я родился в семье театрального режиссера Анатолия Морозова и являюсь племянником режиссера Бориса Морозова, народного артиста России, профессора ГИТИСа, который долгие годы руководил театром Российской армии. Под руководством моего отца появился театр в Челябинске, который был востребован у любительского театрального движения в СССР и за его пределами. Позже он перешел в профессиональный театр. Однажды на гастролях челябинского театра Игорь Петрович Владимиров заметил отца и предложил ему перейти в театр им. Ленсовета. Так из Челябинска мы переехали в Ленинград. В этом городе я вырос, ощутил себя как человек, как личность, а когда пришло время выбирать профессию, то подал документы на две специальности: испанская филология и актерское мастерство. Поступил на вторую, на курс Семена Яковлевича Спивака - там я действительно проучился на актера всего девять дней, потому что мне поступило предложение перейти на режиссерское место. Тогда я начал постигать азы режиссуры, а по выпуску оказался одним из самых молодых ребят. В моей биографии есть долгие и очень интересные отношения с театрами Костромы, Великого Новгорода, Ульяновска. Я десять лет работал в регионах России и бесконечно благодарен за опыт этим творческим коллективам. Потом вернулся в Петербург, начал работать в Молодежном театре, в дальнейшем получил предложение стать главным режиссером театра «На Литейном» в кризисное для него время. Через полтора года стал художественным руководителем-директором, совмещая административную и творческую деятельность.

- Вы были художественным руководителем Ульяновского драматического театра с 2012 по 2015 год, а ваши спектакли «Коварство и любовь», «Бедная Лиза», «Трехгрошовая опера» долгие годы были в репертуаре Ульяновской драмы. Какие отношения сейчас складываются с вашим бывшим коллективом и что вы ему пожелаете накануне Всемирного дня театра, который отметим 27 марта?

- Конечно, труппа ульяновского театра горячо мной любима, несмотря на расстояние. За годы работы у нас сложились профессиональные, доверительные и по-настоящему содержательные взаимоотношения. Мне очень нравится и близка традиция, которая многие годы существует в Ульяновском драмтеатре имени И. А. Гончарова, - проводить фестиваль «Лицедей» в преддверии Всемирного дня театра. И я хотел бы пожелать и фестивалю, и коллективу сохранять дух и радость бытия на сцене! И мне бы хотелось, чтобы любовь к ульяновскому театральному дому сохранялась всегда.

Ирина АНТОНОВА