Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Режиссёр Ирина Дрёмова: «Человек растёт там, где он преодолевает страх»

"Аргументы и Факты. Ульяновск"
01 Января 2024



Ульяновск в этом году не раз пережил культурный шок: Андрей Данилов, художественный руководитель симфонического оркестра, поставил знаменитую «Кармину Бурану» с хором Минина, Эдуард Дядюра, главный дирижёр УГАСО и директор Ленинского мемориала, очередной раз восхитил публику «Классикой рока» и поставил знаменитую оперу «Травиата» Верди. Илья Кириллов, главный дирижёр духового оркестра «Держава», на летних сезонах в усадьбе начал серию концертов от итальянской музыки до «Битвы хоров». Причём в баттле хоров участвовал Русский оркестр под руководством Артёма Белова. И вот в конце ноября в Ульяновском драматическом театре им. И. А. Гончарова состоялась премьера спектакля «Таня», которую поставила 
молодой современный режиссёр Ирина Дрёмова. Спектакль идёт при полных аншлагах, даже на галёрку билетов нет. Половина зала – молодые люди. И только с режиссёром «Тани» в ul.aif.ru не было интервью. И мы исправляемся…

ДОСЬЕ

Ирина Дрёмова. Родилась 31 октября 1994 г. Живёт в Санкт-Петербурге. Окончила Новосибирский государственный театральный институт по специальности «режиссёр драмы», мастерская С. Н. Афанасьева. (2020 г.). Участник-студент школы «Территория» при Театре Наций (г. Москва, 2013 г.) Участник и победитель конкурса студенческих работ при ВТУ им. Щукина и ВТУ им. Щепкина с работами по пьесе А. Н. Островского «Красавец мужчина» и очерку Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (г. Москва, 2017 г., 2018 г.). Принимала участие в мастер-классах под руководством Льва Эренбурга, Льва Додина, Дмитрия Крымова.

Мы общались с Ириной языком виртуальным: мы ей вопросы в аккаунт, она нам − ответы оттуда. Поэтому мы сохранили её стиль, все ремарки и реплики. И ей богу, будто Таня из пьесы Арбузова разговаривала с нами, так явно проступая через режиссёра Ирину Дрёмову.

Потребность говорить с миром языком спектаклей

В. Матвеева, ul.aif.ru: Ирина, когда вы родилась и где?

 Родилась на Алтае, в Сибири в 1994 году. Очень люблю свой край и, когда есть возможность, прилетаю напитаться домом, семьёй и природой.

 Ваша мечта детства или юности? Что удалось осуществить и о чём мечтаете сегодня?

 Быть режиссёром  это мечта детства, юности и взрослости. Она со временем обретает форму и смыслы. Я чувствую потребность именно таким языком говорить с миром. Языком спектаклей. Мечты… их много. Столько произведений, авторов, за которые хочется взяться и поставить! Например, Шекспир  это, пожалуй, тот автор, которого я боюсь больше всего на свете. Но кто знает, может, и с ним скоро найдём друг друга для работы (улыбаюсь).

 Какой работой вы особенно гордитесь и над чем работаете в данное время?

 Люблю каждую свою работу одинаково. Может, это и будет звучать пафосно, но спектакли  это дети. И сказать, что ты кем-то гордишься, больше, нельзя. Кто-то уже состоялся, вырос, получил награды и премии. А кто-то только делает свои первые шаги, и это точно такая же победа. Впереди первый опыт постановки детской сказки, но по очень взрослому автору. Это будет Ханс Кристиан Андерсен.

Смахнули пыль? Или открыли заново?

 Ваша премьера «Таня» наделала много шума в театральной среде Ульяновска. И четвёртый, и пятый спектакли проходят в переполненных залах, даже на галёрке нет места для зрителей. Главное, вы вернули в зал молодых людей, которые если и ходят на спектакли, то только в интернете. Почему вы решили поставить спектакль по советской пьесе Арбузова?

 Я боюсь советскую драматургию. А человек растёт там, где переступает свой страх. Именно в этом человеческий и профессиональный рост. Но я поймала себя на мысли, что мне именно сейчас на основе «Тани» хочется порефлексировать о человеке и о том, что с ним происходит. И поэтому я предложила эту пьесу Владимиру Александровичу (Золотарю  главному режиссёру Ульяновского театра драмы. - Ред.), и он согласился. Очень радуют ваши слова, что в зал приходят молодые люди. Мы их ждали, и мне хотелось, чтобы они на нашем спектакле не уснули, а окунулись во время, которое было не так давно.

 Вас наверняка спрашивают, почему вы, молодой современный режиссер, взялись за постановку советского спектакля 1939 года написания. Что вас так взволновало?

 На мой взгляд, у хорошего материала нет времени написания. Поэтому есть классические пьесы, которые актуальны всегда. И для меня пьеса «Таня» Алексея Арбузова именно такая. Он писал про человека. А это исследовать всегда интересно. Тем более что за пьесой большой театральный шлейф, легендарные исполнительницы ролей и великие режиссёры-постановщики. Вот мы с неё немного и смахнули театральную пыль (улыбаюсь).

Похулиганить с уважением и любовью

 Я полагаю, вы ставили спектакль со своей постановочной группой  столько свежих идей и фишек в оформлении, свете, интерьере, музыке? Это от того, что вы единомышленники, или это случайность?

 Восхищаюсь своей постановочной группой! Мне нравится, что мы в поиске себя, своего почерка и стиля. И поэтому не боимся ошибаться, а в ошибках  самый кайф! Именно после этого ты обнаруживаешь то, что нужно. С Тасей (Тася Юдина - художник) мы не первый раз работаем, и мне нравятся её поиски и что от самых странных идей мы приходим к общим образам и пониманию. Катя (Екатерина Гиждиян - художник по свету) за короткий срок выполнила, придумала, подключила, нарисовала, сделала и укротила такие страшные световые аппараты и приборы.

 В одном из своих интервью вы говорите о том, что не собирались воспроизвести эпоху, но ведь она живёт в вашем спектакле, в костюмах, интерьере, буржуйках, видеоряде. Это потом появилось или от этого просто никуда не деться?

 Да, всё верно. Я  человек другого века, и всё, что знаю про прошлое,  это мифы и легенды, которые могу прочитать и узнать. Но мне кажется, что детали нашего спектакля – это, скорее, рефлексия на тему эпохи. Образы эпохи. Театр  это волшебство, когда ты можешь побывать в том времени, в котором не жил. И немного там похулиганить  в хорошем смысле этого слова. Но с уважением и любовью.

 Вы заняли в спектакле молодых артистов. На взгляд зрителей, Татьяна вначале несколько экзальтированная особа, но с ней происходит эволюция, особенно она заметна во второй части. А снимет ли она чёрные одежды? И почему она не рассказала Герману в последней встрече об их умершем сыне? И почему такой открытый конец? Не хеппи-энд?

 На эти вопросы мне бы не хотелось раскрывать ответы. У каждого из нас они будут свои, после тех или иных сцен. Это будет зависеть и от пола, и от возраста, и от жизненного опыта, и от взглядов на жизнь.

 Вы попали в актёров очень точно, один Игнатов чего только стоит – надёга, понимание и верность. Кто-то вам советовал актёров на роли, как вы проводили кастинг?

 В этом очень помог Владимир Александрович Золотарь. Это счастье, когда главный режиссёр театра предоставляет к выбору артистов на роли всю труппу. При этом с личными советами и ощущениями. Потом мы пообщались с частью артистов. А вот это не смогу объяснить: когда тебе нужен именно этот артист на определённую роль, то внутри начинается какая-то пульсация, тебя начинает бить внутренним током  и всё, между режиссёром и актёром уже запускается энергия. Я называю это влюблённостью.

Почему без Пушкина не обошлось?

 Чем обусловлен музыкальный выбор и рефрен песни «От Кореи до Карелии» группы «Пикник»?

 Группа «Пикник» долгое время была моей любимой музыкальной группой. И здесь всё сошлось, чтобы её использовать. Мне как режиссёру важно, чтобы музыка зажигала и заряжала меня. Тогда это же почувствуют и зрители. И судя по постам-отзывам, где они прикрепляют эту песню, всё получилось. В спектакле много любимой прекрасной музыки: «Аукцион», «Пикник», мелодия из песни Елены Камбуровой.

 Не могу вас не спросить о герое Медведе. Он так органично появился и действовал на сцене. Абсолютно не смущала его фантасмагоричность? Какая у вас была цель в создании этого образа? Не навеяно ли это ситуацией с Таней, когда она потерялась в Сокольниках и ей даже показалось, что она заблудилась, а вокруг волки и медведи?

 Читаю этот вопрос и улыбаюсь. Медведь придумался спонтанно. Я понимала, что второй акт должен быть кардинально другой. И с этой придумки всё началось. Я родилась в Сибири и знаю, что иногда о нас думают, что у нас медведи по улицам ходят. А они ходят. Это тоже такие добрые мифы о Сибири. Что мы знаем о Сибири? Что это ссылки, медведи, холодная зима и нескончаемая тайга. И всё так и есть. Хотелось сделать это по-доброму и немного улыбнуться родному краю. И про медведя ещё важно сказать, что Таня любит оперу «Евгений Онегин». И зовут её Татьяна. И медведь есть в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Вот и мы не смогли без Пушкина совсем.

 Традиционный вопрос: над чем вы сейчас работаете и есть у вас планы на ульяновскую драму? Мы бы охотно посмотрели вашу новую работу.

 Мне бы очень хотелось вернуться в ульяновскую драму с новым интересным материалом. Я влюбилась в артистов, они невероятные люди и профессионалы. А для меня это самое важное, чтобы человек, с которым ты ставишь спектакль, был Человеком. Поэтому я с удовольствием приеду вновь.