Президент Владимир Владимирович Путин наградил артистку Ульяновского драматического театра Оксану Романову медалью «За труды в культуре и искусстве». О творческом пути, поклонниках и любимых дочках Оксана рассказала корреспонденту ulpravda.ru.
Как говорит Оксана, для нее май полон на события. День рождения (артистке исполнилось 43 года), награда от президента и... встреча с журналистом ulpravda.ru. Интервью прошло в драматическом театре, в обед, в пустом буфете без толпы зрителей. Камерная обстановка и теплая атмосфера способствовали душевной беседе.
А началась она со студенческих лет, которые оставили особый отпечаток в жизни Оксаны.
«Мои мама с папой встретились и влюбились в Киеве. Потом поженились и вскоре родилась я. Чуть позже им дали квартиру в Ульяновске от авиационного завода, и мы переехали. Так я тут и оказалась», – рассказывает Оксана.
Окончив школу, будущая актриса... провалила экзамены в медицинский университет. Но не расстроилась, а стала перебирать другие варианты. Так юная Оксана узнала, что в Ульяновске в УлГУ идет первый набор на актерское отделение.
– В одном интервью вы сказали, что на поступление пришли почти 300 девочек, а брали только двенадцать. И вы вошли в это число. Чем смогли покорить комиссию?
– Сие мне неведомо. Мой педагог Борис Владимирович Александров, чье имя носит молодежный театр, в честь кого проводят фестиваль «Александровский сад» и чья дочь Мария Жежела сейчас работает в нашем драматическом театре, говорил, что я была... независимая. Помню, я тогда носила кроткую стрижку и была очень дерзкая. Честно сказать, я не знаю, чем зацепила комиссию.
– Что ярче всего запомнилось из студенческой жизни?
- Мы учились сломя голову. С Борисом Владимировичем мы базировались в драматическом театре на малой сцене. Здесь же мы играли дипломные спектакли.
Очень много приходилось читать по зарубежной истории театра, истории российского театра, философии. Интернет не был доступен как сейчас, а количество книг в библиотеке было ограничено. Кто-то успевал взять книгу, а другому студенту не доставалось. Тогда мы собирались в коридорах и читали вслух пьесы и другие произведения.
Учились мы в 90-е годы. Нам было все равно, во что мы одеты. Жили бедно, стипендия маленькая, но никому это не мешало учиться.
– Почему театр, а не кино?
– Наверное, не я выбрала театр, а он выбрал меня. Помню четвертый курс, апрель, мы еще не получили дипломы, но мне уже поступило приглашение от Юрия Копылова (советский, российский театральный режиссер, педагог, с 1987 по 2010 художественный руководитель драматического театра. – Прим. авт.) в трупу. Я понимала, что здесь я не останусь без работы. Действительно, ролей было очень много. И думать о кино было некогда.
Добавлю, что мечтать о кино в провинции – это достаточно странно. Театр предполагает серьезную внутреннюю работу, актер на два часа выпадает из жизни. А кино – это дубли, отрывки. Конечно, я не обесцениваю кино, но мне больше нравится театр.
– Неужели не поступало приглашений о работе из Москвы или других городов?
– Летом после выпуска мы ездили работать в Москву. Знакомились с операторами, режиссерами, актерами. А у меня были длинные темные волосы, светлые глаза – идеальный типаж для кино. Тогда мне предложили остаться в столице. Говорили, нужно немного потерпеть и со временем все сложится. Но я не осталась, меня это не привлекало, и сейчас не жалею.
– Возраст для актера важен?
– Говоря о возрасте, я всегда вспоминаю фразу театрального режиссера и педагога Аркадия Кац. Он говорил, что только в 50 я стану взрослой, а сейчас я еще девочка. Меня это так радует!
А так я играю разные роли. И 18-летнюю Софью из комедии «Горе от ума». Надо сказать, что мы ставим спектакль изначально без ее возраста, потому что я пришла на эту роль уже взрослой.
– А на какой возраст вы себя ощущаете?
– На свой. Мне комфортно. У меня двое детей, причем старшей дочке 14 лет, маленькой - пять. Я ничего про себя не сочиняю, я себя очень хорошо понимаю. Знаете, Лариса Гузеева (советская и российская актриса театра, кино и телевидения, телеведущая, известная по программе «Давай поженимся!») когда-то говорила, что лучше пару годков в тюрьме, чем мне снова 24. В том возрасте я была другой. Хороша собой, но в каких-то моментах настолько неуверенной, что мне в тот возраст не хочется.
– Как семья относится к вашему творчеству? Не против, что вы в театре фактически от зари до зари?
– Нет, они меня поддерживают.
– Дочки хотят пойти по вашим стопам?
– Старшая дочь Маруся играла со мной в спектаклях. У нее уже три театральные работы, но свою жизнь она не хочет с этим связывать. Мне кажется, она видит сложности, не всегда театр – это слава и лавры. Она видит, сколько работы надо проделать, чтобы выйти в часовой спектакль.
– Какой совет вы дадите юным актрисам?
– Работать, работать и работать.
– Поклонники часто пишут письма?
– Часто и письма, и цветы, и подарки присылают. В основном женщины, девушки.
– Для вас что самое ценное в награде от Путина?
– Такие знаки отличия невозможны без работы огромной команды Ульяновской драмы, а это все цеха - от подвала до крыши - и мои талантливые замечательные коллеги, партнеры по сцене. Без них награда была бы невозможна, и это честь для всего нашего славного Ульяновского драматического театра.
И хочется добавить, что радость от вручения награды увеличивалась с каждым поздравлением! За меня порадовалось огромное количество друзей, коллег, родных, зрителей и совершенно незнакомых мне людей. Это бесценно. И очень трогательно. Это означает, что все, что мы делаем, не напрасно, а важно и нужно.