Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

РАСПУТНИК

14 Сентября

12 сентября на юбилейном вечере актера Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова заслуженного артиста России Виктора Чукина состоялась премьера спектакля «Распутник».

«Неделю назад в Ульяновском драматическом театре открылся 235-й театральный сезон. Мы мечтали об этой встрече со зрителем почти пять месяцев и, несомненно, покажем несколько прекрасных премьер. Одна из них – спектакль от режиссера Максима Копылова «Распутник», главную роль в котором сыграл Виктор Чукин. В 2011 году судьба привела этого мастера сцены с неповторимым творческим почерком в Ульяновск. Кратчайшим путем к сердцу зрителя стали комедии: в послужном списке Виктора Чукина есть роли в «Ужине с дураком» Франсиса Вебера, «Особо влюбленном таксисте» Рэя Куни, «Провинциальных анекдотах» Александра Вампилова, «Женитьбе» Николая Гоголя, «Божьих одуванчиках» Андрея Иванова. Ярче всего раскол личности, колебания между долгом и правдой проявились в герое спектакля «Страсти по Маддалене», шерифе Беллецци. Желаю юбиляру новых интересных ролей, гастролей, больших театральных событий и еще раз поздравляю заслуженного артиста России Виктора Чукина с Медалью Почета, которую он получил в День России из рук Губернатора Сергея Морозова», - отметила Министр искусства и культурной политики Ульяновской области Евгения Сидорова.

Главный герой нового спектакля Максима Копылова – философ, мыслитель, которому предстоит написать статью о морали в энциклопедию. Но вместе с тем, он – французский мужчина в цвете лет, и его сердце спорит с разумом и диктует совсем иные выводы о нравственности, отношениях и любви. Зовут героя Дени Дидро, и в исполнении заслуженного артиста России Виктора Чукина он одновременно проницателен и простодушен.

Сюжет пьесы пикантен, непредсказуем, ее автор Эрик-Эмманюэль Шмитт играет со зрителем в тонкую игру, ставя с ног на голову стереотипы о любвеобильных французах, скучных философах и легкомысленных кокетках.

Интрига, которую закручивает вокруг Дидро блистательная художница Анна-Доротея Тербуш (Оксана Романова), раскрывается неторопливо. До поры весь мир словно вращается вокруг хозяина дома: смиряется с изменами жена (заслуженная артистка России Елена Шубенкина), настойчиво добивается свидания подруга дочери Мадемуазель Гольбах (Юлия Ильина), дочь Анжелика (Татьяна Денисенко) не замечает добродетелей отца, впитывая только его пороки, секретарь Баронне (Юрий Гогонин) от лица всего мира молит скорее отправить в печать последнюю статью великой Энциклопедии…

Но в один момент Дидро осознает, что он не цель, а средство, что его вычеркнули из жизни так же беспощадно, как он сам вымарывал неугодные мысли из своих сочинений. В легкомысленном будуаре в античном стиле (художник спектакля – заслуженный деятель искусств Владимир Медведь) остаются двое: философ и его бюст в несоразмерно пышном парике. В их секундной встрече взглядами – главный вопрос спектакля об отношениях идеала и реальности, видимой славы и неприглядного закулисья. Впрочем, облечь его в слова режиссер предлагает зрителю самостоятельно.

Из биографии главного героя.

По счастливому стечению обстоятельства в 2011 году в Ульяновский драматический театр имени И.А.Гончарова прибыл состоявшийся театральный мастер – заслуженный артист России Виктор Чукин. Все вело к тому, что выпускник Свердловского театрального училища с супругой, замечательной театральной актрисой заслуженной артисткой России Еленой Шубенкиной, станут достоянием Курганского государственного театра драмы, посвятив ему весь свой творческий путь. Но без малого десять лет назад актеры решились на перемену участи и перебрались на Волгу.

Первой работой Виктора Чукина на ульяновской сцене стала роль Мужчины в притче «Лавина» по пьесе современного турецкого драматурга Тунждера Джюдженоглу, которая подарила актеру преданных поклонников в городе. Играли почти шепотом – этого требовал сюжет о деревне, которая девять месяцев в году живет под угрозой схода лавины, – но накал страстей был высок, и театралы, затаив дыхание, следили за развитием причудливого сюжета и игрой вновь прибывших актеров. Спектакль завоевал признание самого автора пьесы: вскоре после премьеры постановка приняла участие в XVI Международном театральном фестивале TAKSAV в Анкаре (Турция).

Ульянговскому зрителю новый актер полюбился, прежде всего, в комедийном жанре: в послужном списке Виктора Чукина за пару лет оказались роли в спектаклях «Ужин с дураком» Ф.Вебера, «Особо влюбленный таксист» Р.Куни, «Провинциальные анекдоты» А.Вампилова, «Женитьба» Н.В.Гоголя, «Божьи одуванчики» А.Иванова, «Одолжите тенора!» К.Людвига. Рецептом успеха этих комедий, кроме очевидного вклада режиссеров-постановщиков, стал заразительный темперамент актера. Неудивительно, что многим из них была суждена счастливая гастрольная биография: Виктору Чукину аплодировали зрители Международного фестиваля «Театральный дивертисмент» в Израиле, проекта «Большие гастроли» во Владикавказе (Северная Осетия) и Санкт-Петербурге, фестивалей в Тамбове, Оренбурге, Пензе, Владимире, Самаре и других театральных центров России.

Несомненной сценической удачей артиста стала роль Маркиза де Шаррона в трагифарсе «Кабала святош» М.А.Булгакова. Образ Епископа, который создал Виктор Чукин, отвечает приему Булгакова – соединение нескольких эпох – и сочетает в себе черты исторического персонажа и узнаваемого типажа современного харизматического лидера. Работа положила начало плодотворному сотрудничеству Виктора Чукина с режиссером Олегом Липовецким – актер занят во всех его крупных проектах в Ульяновске: «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Ревизор» Н.В.Гоголя. Кульминация этого сотворчества – образ Савельича в драме «Капитанская дочка». Персонаж второго плана в исполнении Виктора Юрьевича превратился в камертон спектакля, его Савельич – воплощение чести и мудрости. Программный директор III Международного театрального фестиваля «История государства Российского. Отечество и судьбы» театральный критик Ольга Сенаторова отметила, что сцены с участием Виктора Чукина, наполнены предчувствием грядущей катастрофы и страхом, а эксперт фестиваля Марина Князева подчеркнула, как трогателен, пронзителен Савельич в истовой любви к своему воспитаннику Гриневу.

Особой ступенью в творческой биографии артиста стала роль Репникова в комедии А.Вампилова «Прощание в июне». Спектакль является частью проекта, поддержанного Министерством культуры РФ в 2015 году: формат «спектакля-семинара» подразумевал участие зрителей в постановочном процессе. Виктор Юрьевич стал неформальным лидером в процессе поиска новой формы взаимодействия со зрителем, а «Прощание в июне» в итоге оказалось не только замечательным спектаклем, но и содержательным творческим экспериментом.

Вероятно, самая заметная черта, которую Виктор Чукин вкладывает в своих персонажей, - человеческое достоинство: будь то принц Арагонский в комедии «Много шума из ничего», помещик Сорин из чеховской «Чайки», который страшится подступающей немощи, переступающий через людей Мокий Парменыч из «Бесприданницы» или смешной одураченный Граф де Гиш в «Сирано де Бержерак», который в приступе мстительной жестокости посылает своих солдат на верную смерть. В каждом актер раскрывает внутреннюю травму – и находит, по заветам Станиславского, комедию в трагедии и наоборот.

Одной из ярчайших работ недавнего времени стала роль Шерифа Джона Беллецци в спектакле «Страсти по Маддалене». Пьеса Дона Нигро впервые увидела свет в России именно на ульяновской сцене. Созданный за несколько дней во время режиссерской лаборатории Олега Лоевского спектакль сразу обрел прочное основание в лице персонажей Виктора Чукина и Оксаны Романовой, шерифа и подсудимой, - и далее только обрастал подробностями, завоевав преданных поклонников среди театралов.

Несмотря на всеобщее признание коллег, экспертов и критиков, любовь поклонников, полоса наград в биографии Виктора Чукина только набирает силу: в 2012 году Виктор Юрьевич получил премию Фестиваля театров Ульяновской области «Лицедей» в номинации «Лучший актер», в 2016 году был отмечен Почетной грамотой Губернатора Ульяновской области, а в 2020 году глава региона вручил актеру Медаль Почета Ульяновской области.