Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

УЛЬЯНОВСКИЙ ТЕАТР ПРЕДСТАВИЛ НА ТАМБОВСКОМ ФЕСТИВАЛЕ «ГРУЗИНСКИЙ МИФ»

16 Мая 2011

УЛЬЯНОВСКИЙ ТЕАТР ПРЕДСТАВИЛ НА ТАМБОВСКОМ ФЕСТИВАЛЕ «ГРУЗИНСКИЙ МИФ»

 
Ульяновский драматический театр им. И. А. Гончарова стал участником 
V театрального фестиваля имени Н. Х. Рыбакова в Тамбове. Фестиваль посвящен памяти великого русского актера, 200-летний юбилей которого отмечается в 2011 году. Он отличается от прочих тем, что награды и премии на нем получают не театры и спектакли, а актеры. На самом первом фестивале пять лет назад ульяновцы играли в Тамбове комедию Островского «Правда – хорошо, а счастье – лучше». Тогда победителем в номинации «Актер России» стал ведущий актер симбирской драмы Борис Александров. Как первый лауреат, позже Борис Владимирович был приглашен в жюри Тамбовского театрального фестиваля. В этом году ульяновцы представили инсценировку повести Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион». На номинацию «Актриса России» коллектив театра выдвинул исполнительницу роли Бабушки – народную артистку РФ Клару Шадько. 
 
В конкурсной программе фестиваля приняли участие театры из Пензы. Калуги, Кирова, Ростова.  Почетными гостями форума стали Малый театр России, Московский театр имени М.Н.Ермоловой Драматический театр имени М.Горького из Минска и Киевский театр драмы и комедии. Возглавлял жюри фестиваля  актер Малого театра, народный артист России Виталий Коняев, в составе жюри: заместитель художественного руководителя Малого театра Валерий Подгородинский, известные российские театральные критики: Константин Щербаков, Вера Максимова, Наталья Старосельская, Николай Жегин. 
 
Пятница, 13-е. Десять часов в пути – и вот мы в Тамбове. Великолепная природа загородного гостиничного комплекса в сосновом лесу на берегу реки Цна. Здесь сразу же по приезду заслуженный артист России Владимир Кустарников, актеры Максим Копылов и Сергей Чиненов открыли купальный сезон. Благо, погода позволяла. А вечером на товарищеский ужин ульяновских коллег пригласили актеры Пензенского драматического театра им. Луначарского, которые в первый фестивальный день давали комедию Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Больше других этой встрече обрадовались  актеры Владимир Кустарников и Юрий Морозов. Ведь худрук пензенской драмы Сергей Казаков учился в Саратовской государственной консерватории в одно время с мастерами ульяновской сцены. На встрече ведущий актер пензенского театра (и по совместительству дед известного актера театра и кино Антона Макарского) Михаил Каплан обратился к ульяновским коллегам в напутствием, смысл которого сводился к следующему: очень хочется, чтобы, проработав в театре много лет, вы, наконец, смогли почувствовать себя настоящими актерами. В ответном слове Владимир Кустарников, который провозгласил трогательный тост за любовь и преданность родной сцене и за уважение к ее ветеранам. Кстати, Каплан – исполнитель роли Мамаева в пензенском спектакле – номинант на звание «Актер России» Тамбовского фестиваля.
 
На следующий день в фестивальной программе был заявлен наш спектакль. На протяжении двух с половиной часов в зрительном зале то и дело раздавались взрывы хохота и бурные аплодисменты. А в самые печальные и щемящие моменты зал замирал, с волнением следя за происходящим на сцене. 
 
В день отъезда ульяновскую труппу ждал «разбор полетов» в исполнении строгого, но непредвзятого жюри. 
 
- Ульяновский театр, – отметил во время критического разбора Валерий Подгородинский, – на протяжении тех 40-45 лет, что я слежу за творчеством этого коллектива, хранит очень высокий творческий уровень В течение нескольких десятилетий этим театром руководители настоящие мастера: Вера Ефремова, Юрий Копылов. Именно на сцене ульяновского  театра вырос в безмерно талантливого и без преувеличения великого артиста России Борис Александров. Некоторые ульяновские актеры сегодня работают в московских театрах, но в столице они так и не поднялись до ролей того уровня, который был у них в Ульяновске. Я рад, что Ульяновский драматический театр – инициатор ряда фестивалей, в том числе блестящего форума «Герои Гончарова на современной сцене», где участвуют спектакли, в основе которых лежит великая русская литература. Что касается увиденного спектакля, несмотря на то, что повесть и инсценировка по ней написаны давным-давно, за счет ярких актерских индивидуальностей, которыми славен этот театр, за счет верного и мудрого режиссерского решения ульяновский спектакль сегодня смотрится современно.
 
Многие члены жюри проводили параллель нашего спектакля с постановкой, шедшим в БДТ Товстоногова, с великолепными Илико (Сергей Юрский) и Илларионом (Ефим Копелян) и даже более древней инсценировкой, сделанной еще при участии самого Думбадзе в Тбилисском театре имени К. Марджанишвили, в которой бабушку сыграла Сесилия Такаишвили. Говорили, что наш спектакль дорог им тем, что погружает в атмосферу старой Грузии времен СССР, Грузии, которую, по мнению критиков, мы потеряли. 
 
Константин Щербаков:
- Я смотрел спектакль и думал, а была ли она – та Грузия, о которой идет речь у Думбадзе. Та Грузия, которую помню я, в которой мне доводилось бывать в советское время, и в которой я встречал бабушек, Илико и Илларионов, очень похожих на ульяновских героев. Аркадий Кац, народный артист двух бывших братских республик – Латвии и Украины – режиссер с прибалтийской ментальностью ставит грузинский спектакль. Все это напоминает мне о тех временах, когда подобные альянсы и сплавы были в порядке вещей. За погружение в воспоминания о тех славных временах ульяновскому театру большое спасибо! В спектакле потрясающий актерский ансамбль: Клара Шадько, Евгений Редюк, Михаил Петров, Максим Копылов и другие. Замечательные образы у Юрия Морозова, Алексея Дурова. А работа Владимира Кустарникова – это блестящий вставной номер. И главное, несмотря на весь искрометный и неповторимый юмор, это очень грустный и щемящий спектакль.
 
Наталья Старосельская:
- Во временя моей студенческой юности, с интересом изучая и взахлеб читая многонациональную советскую литературу, мы все равно не воспринимали ее как классику. И вдруг на спектакле Ульяновского драматического театра я ловлю себя на мысли, что смотрю эту историю как классический эпос. Стильная и уместная сценография в духе грузинских орнаментальных конструкций. Возможность фантазировать и выдумывать. Я, например, следя за сюжетом, надумала себе еще один готовый роман с лирическими любовными линиями бабушки и Илико, бабушки и Иллариона, Иллариона и Марты. Я очень люблю, когда цельный спектакль дает дополнительный простор для фантазии. Клара Шадько доходит в своей бабушке до королевских высот – такое у ее деревенской старушки временами потрясающее достоинство. Удивительно точная и профессиональная для эпизода работа у играющего Ромула молодого актера Виталия Злобина. Вообще каждый эпизод – шедевр. Будь то учитель химии (Юрий Морозов) иди два  врача – сельский (Алексей Дуров) и городской (Владимир Кустарников). У каждого школьника, появляющегося на сцене на пять минут, свой четко выстроенный характер. Даже Антон Корнилов в крошечной роли мальчика, приносящего телеграмму, запоминается раз и навсегда. Все это признаки сильной труппы, где каждый актер талантливо дополняет и расцвечивает работу режиссера. А вместе они – прекрасный ансамбль. Играющего Зурико Максима Копылова на сцене увидела впервые. У меня принцип: не давать авансов. Но действительно зрелую и замечательную работу молодого актера, точно выстроенные отношения с партнерами не могу не отметить.
 
Вера Максимова:
- Всегда непросто говорить о плохом неталантливом спектакле, А о таком хорошем и талантливом, как тот, что показали ульяновцы, – легко, приятно и радостно. Оставив все свои знания театрального критика, я занималась на этом спектакле тем, чем и должен заниматься зритель: жила моя душа, откликаясь на работу актерских душ. И было понятно, что в этом спектакле замечательный режиссер Аркадий Кац присутствует во всем размахе своего таланта.
 
Николай Жегин:
- Первое: спектакль показал, что всем нам очень не хватает мифа о прежней Грузии, этаких идиллических картинок той Грузии, которую мы любим и хотим любить. Второе: главный герой спектакля – неповторимый грузинский юмор, ведь Нодар Думбадзе в каждой ситуации умеет находить смешное и парадоксальное. И, наконец, третье: кого бы не взяли в этом спектакле, каждый – индивидуальность, каждый играет законченный характер, даже если в активе у персонажа всего две-три реплики. Это дорогого стоит.
 
Виталий Коняев:
- Нет ощущения, что видишь на сцене актеров, говорящих по-грузински и смакующих этот акцент. Такое впечатление, что все – грузины. И заставить поверить в это – талант. Заметил, что после спектакля, зрители медленно покидали зал, не спешили в гардероб и на выход. Значит – спектакль заставляет думать, и главная цель искусства достигнута. Необыкновенное везение ульяновского театра, что у него есть Клара Шадько – актриса, равная по таланту, темпераменту, силе убеждения и интеллектуальному багажу таким великим актерам Малого театра, как Вера Пашенная или Михаил Царев…