Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

СИМБИРСКАЯ ДРАМА ОТ ВСЕЙ ДУШИ ПРИНИМАЛА ЗВЕЗД ТЕАТРА И КИНО

01 Июня 2011
СИМБИРСКАЯ ДРАМА ОТ ВСЕЙ ДУШИ ПРИНИМАЛА ЗВЕЗД ТЕАТРА И КИНО

В Ульяновске завершился 3-й Международный Фестиваль кино- и телепрограмм для семейного просмотра «От всей души» имени Валентины Леонтьевой. Ряд фестивальных мероприятий прошел в Ульяновском драматическом театре им. И. А. Гончарова. 
 
Цикл мастер-классов на малой сцене «Постскриптум» нашего театра открыл известный российский кинорежиссер и актер Всеволод Шиловский, постановщик лирической кинокомедии «Миллион в брачной корзине» и звезда фильмов «Попса» и «Интердевочка». Собравшиеся в зале студенты и молодые актеры с нескрываемым интересом внимали увлекательному и полному юмора рассказу Всеволода Николаевича:
 
- В кино мне интересны образы на оправдание своего героя-подлеца. Вот отец героини в «Интердевочке». К нему дочь пришла, которую он не видел 20 лет. А он думает о том, как бы с нее доллары поиметь. Да еще и ханжит: «Родину собираешься покинуть значит?» Падла ведь страшная. Но падла с биографией…
 
Я был первым русским режиссером, который еще в Советском Союзе как-то умудрился протащить на сцену «Сладкоголосую птицу юности» Теннесси Уильямса. А через какое-то время мой друг, известный балетный танцовщик Марис Лиепа встретился за границей на гастролях с самим Уильямсом. И похвастался, что его друг Сева поставил пьесу драматурга. Уильямс не поверил: «Не может быть, «советы» не любят мою драматургию, у вас меня никогда и ни за что не дали бы поставить!» Но Лиепа его переубедил, поскольку автограф Теннесси мне написал. Я его до сих пор храню…
 
Современных деятелей театра, которые сами себя объявили звездами, я порой не понимаю. Пригласили меня на молодежный экспериментальный спектакль. Пришел и умер – все два часа на сцене только мат, персонажи пьесы им разговаривают. Когда узнал, что спектакль получил главную театральную награду России «Золотую маску», умер второй раз. Еще одно приглашение – иду на другой спектакль моих молодых коллег. А там фаллос из пластилина – единственная декорация и мужская гей-любовь. Убежал от этого современного «искусства» как от огня!
 
Следующий мастер-класс на малой сцене провела Наталья Дабижа, заслуженный деятель искусств РФ, художник по куклам по специальности и аниматор по призванию. Наталья Борисовна – режиссер объемной анимации, обладатель престижной премии «Эмми», главной телевизионной награды Американской Киноакадемии. Именно она придумала известный многим поколениям юных россиян Чебурашку, Крокодила Гену, старуху Шапокляк, Мартышку, Попугая, Удава и, извините, Слоненка…
 
- Мультфильм – это много картинок, а анимация – одушевленный персонаж, – объяснила собравшимся разницу Дабижа. – Мы, режиссеры- аниматоры – одушевители миров. Для того чтобы кукла могла двигаться и проделывать все, что вы видите на экране, художник-аниматор сначала должен «примерить» все движения на себя. Когда я работала над «Чебурашкой», то играла все роли: и Чебурашки, и Крокодила Гены, и Шапокляк, становилась ими, придумывала персонажам движения, а потом запоминала их. Представляла себе, а как может двигаться крокодил, как он думает, что он чувствует. Доходит до того, что лишь прикасаешься к кукле и ощущаешь себя этим персонажем, слышишь их реплики. Так всегда в каждой сцене приходится играть по несколько ролей. Получается такое «расслоение», хотя это и непросто... 
 
Я считаю, что наши, отечественные мультики более добрые. Западные мультфильмы больше про войны, про врагов, а наши – про дружбу и любовь. Хотя мне очень нравится «Шрек», потому что там есть любовь, дружба и яркие персонажи.
 
На основной сцене в рамках фестиваля состоялся творческий вечер звезды театра и кино из Белоруссии Владимира Гостюхина. В числе прочего Владимир Васильевич рассказал зрителям о своей примечательной и запоминающейся встрече с Ульяновским драматическим:
 
- Чуть больше десяти лет назад на рубеже веков и тысячелетий я шел по Минску и увидел афишу о гастролях ульяновского театра в городе. А в репертуаре – мой любимый Мольер. Дай, думаю, зайду – посмотрю, что это такое: Мольер по-ульяновски. Зашел. На следующий день пришел на Толстого, потом – на Шекспира. Был удивлен и приятно поражен. В шоке просто пребывал. Театра такого высокого художественного уровня мне до этого видеть не приходилось. И очень рад и счастлив, что сегодня выступаю на сцене этого замечательного театра. 
 
Накануне закрытия фестиваля на мастер-классе актера и режиссера Сергея Пускепалиса – обладателя «Серебряного медведя» прошлогоднего Берлинского кинофестиваля за главную роль в фильме «Как я провел этим летом» – на малой сцене яблоку негде было упасть. Пускепалис много рассуждал о том, как пробиться провинциальному актеру в Москве. Сыпал на ходу рожденными афоризмами. Вроде этого:
 
- Я считаю, моветон – умирать на сцене, если ты не Андрей Миронов. Для этого есть другие места.
 
Или:
- Актер – это человек действующий. А артистом в своей профессии может быть любой
 
Или:
- Театр – эполеты власти. Об уровне культуры регионального руководства можно и нужно судить по состоянию театров в регионах.
 
Рассуждал о кино:
- В кино нельзя хорошо или плохо сняться. Его можно хорошо или плохо снять. Актер в кино – единица функциональная: он в первую очередь светоотражающий объект, а потом уже личность.
 
Поездка в Ульяновск стала для Сергея вдвойне приятной, поскольку здесь он встретился со своими однокашниками по актерскому отделению Саратовской консерватории, ныне актерами симбирской драмы Владимиром Кустарниковым и Юрием Морозовым. Друзья юности прогулялись по улице Гончарова, а затем отправились к Кустарникову на вечеринку-посиделку. А на следующий день Пускепалис по итогам фестиваля за «Как я провел этим летом» стал победителем в номинации «Лучшая мужская роль».
 
Оказался априори связан с ульяновским театром и сериальная звезда Сергей Угрюмов, представлявший в конкурсной программе картину «Воробей», названную лучшим фильмом фестиваля. Актер рассказал:
 
- В 1990-х будучи студентом Казанского театрального училища я приехал в Ульяновск хотел показаться в Ульяновский драматический театр. Но, увидев спектакль вашего тогдашнего худрука Копылова, понял, что еще не дорос до театра такого уровня. В результате оказался во МХАТе у Олега Павловича Табакова…
 
А в среду на следующий день после закрытия фестиваля с нашим театром пожелала познакомиться Наталья Бондарчук, кинорежиссер и актриса, звезда культового «Соляриса» Андрея Тарковского, дочь легенды отечественного кино Сергея Бондарчука. Наталья Сергеевна побывала на репетиции нового спектакля – грибоедовского «Горя от ума». Познакомилась и пообщалась с режиссером спектакля Аркадием Кацем, президентом театра Юрием Копыловым и директором симбирскрой драмы Натальей Никоноровой. Визит Натальи Сергеевны в театр был не просто ознакомительным, но и прикладным. По возвращении в Москву ее ждет подготовительный период нового игрового фильма о Гончарове (проект реализуется по инициативе и при поддержке правительства Ульяновской области) . Сниматься картина о нашем земляке будет на его родине в Симбирске-Ульяновске. Достигнута договоренность, что все роли в кинобиографии будут играть актеры симбирской драмы. Лишь самого писателя по замыслу режиссера должен сыграть Олег Табаков. По следам кинофильма на основе сценария будет написана пьеса о Гончарове. А на основе этой пьесы Наталья Бондарчук поставит в Ульяновском драматическом спектакль. Под этот масштабный федеральный проект, приуроченный к 200-летнему юбилею Гончарова, который будет праздноваться в 2012 году, Ульяновский драмтеатр и создатели фильма надеются получать соответствующий грант.
 
А пока театр поздравляет Наталью Сергеевну с победой на фестивале «От всей души» в номинации «За многолетне служение делу нравственного воспитания кинозрителя».