Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

КРИТИКИ ОЦЕНИЛИ СПЕКТАКЛИ

05 Февраля 2013

В конце января - начале февраля Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова посетили московские критики – не просто опытнейшие профессионалы, а настоящие корифеи своего дела: кандидат филологических наук Наталья Давидовна Старосельская – главный редактор нескольких театральных журналов, автор ряда монографий по истории отечественного театра; заслуженный работник культуры РФ, «патриарх» отечественного театроведения Николай Иванович Жегин и заслуженный работник культуры России Валерий Васильевич Подгородинский – инициатор и эксперт целого ряда российских театральных фестивалей, долгое время работавший заместителем художественного руководителя Малого театра.

 Интерес театроведов к работам нашего коллектива насчитывает уже чуть ли не полвека – они хорошо помнят как спектакли «эпохи Копылова», так и другие периоды в развитии ульяновского театра. Вот и в этот приезд репертуарное «меню», предложенное критикам, также получилось ярким и разнообразным – это «Принцесса Турандот» Карло Гоцци в постановке Натальи Шумилкиной, «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, поставленный художественным руководителем ульяновского театра Сергеем Морозовым, шекспировская «Двенадцатая ночь» - восстановленный спектакль Юрия Копылова и, наконец, одноактовка «Слепые» Мориса Метерлинка, сделанная для малой сцены в духе продолжения художественных традиций «династии» Максимом Копыловым. В результате ежедневных обсуждений и встреч с режиссерами, строгие судьи вынесли свое мнение на собрание всей труппы. Для театра, вступающего в новый период своего развития после недавнего назначения художественного руководителя, подвести определенные предварительные итоги было особенно важно. Настоящим подарком для молодежи стало и само общение с мэтрами. Кроме того, эксперты объявили, что после просмотра «Двенадцатая ночь» рекомендована ими к участию в предстоящем театральном фестивале в Тамбове – самом крупном в стране – а исполнитель роли Мальволио, заслуженный артист РФ Владимир Кустарников, номинирован на звание «Актера России».

 - Мне повезло, потому что я видела на один спектакль больше, чем коллеги, - поделилась своими впечатлениями Наталья Старосельская. – В первый день я посмотрела «Слепых». Очень рада, потому что для меня это серьезная работа в духе Юрия Семеновича Копылова. Мы никогда не видели «Слепых» на сцене. Но это точный выбор именно сегодня. Человечество опять находится в начале века и переживает сложный период. Долгая темнота начала постановки, точно подобранная музыка – они и меня, зрителя, втягивают в атмосферу тревоги, недоверия к окружающей среде, мистики, человеческой боли. У Товстоногова было очень точное определение – «атрофия воли» - то оцепенение, которое охватывает людей в определенные исторические промежутки времени, сколачивая их в некое невольное сообщество, лишенное полноты общения. Думаю, что «Слепые» очень принципиальны для вашего театра. Напряженность мысли через эмоцию, которую я почувствовала – это победа режиссера и всего актерского ансамбля. Такие работы называют «элитарные спектакли»… Что касается второй режиссерской работы Максима Копылова – восстановленной «Двенадцатой ночи» - то очевидно, что в глубине каждой комедии лежит если не трагедия, то драма. Именно поэтому еще Юрий Семенович Копылов вставил в этот спектакль такие простые, но очень эмоциональные сонеты Шекспира в переводе Маршака. Это - сгусток живой памяти о мастере. И, конечно, абсолютно виртуозна роль Кустарникова. Я благодарна, что спектакль восстановлен так бережно.   

 - Поездив по провинции, понимаешь, что тот театр, который нам дорог, все-таки жив, - сказал Валерий Подгородинский после просмотра ульяновских работ. – Я порадовался за Сергея Анатольевича Морозова, который так быстро нашел контакт с вашей труппой. Я окунулся в атмосферу его спектакля, и не хотел из нее выходить. Примерно так же, как на спектакле Малого театра «Дети солнца», когда создается ощущение, что пьеса писалась под конкретных актеров. Это ансамблевый спектакль. Поздравляю режиссера, потому что непросто войти в коллектив, где почти четверть века творил другой мастер со своим индивидуальным стилем, и сразу завоевать зрителя. Какая абсолютная тишина была в зрительном зале!.. У вас очень молодой театр, и у него замечательные перспективы. У меня оптимистичный взгляд на ваше завтра, но меня порадовало и то, что вы делаете сегодня.

- Мы не расставляли никаких акцентов – это просто встреча коллег, и все наши вопросы в основном сводились к режиссуре, - признался Николай Жегин труппе. – Мы застали ваш театр на перепутье – ушел целый исторический этап, связанный с именем Копылова. Его почерк прежде чувствовался в каждом спектакле. Мне кажется, что выбор Сергея Анатольевича Морозова на должность худрука очень удачен. Я сам, объездивший театры всей страны, не придумал бы лучшего варианта! Сергей Анатольевич полон сил, делает великолепные спектакли, у него прекрасная школа и я верю, что ваша творческая жизнь с его приходом сложится наилучшим образом.